Библиотека > Культурологические тексты >
П. Тейяр де Шарден. Феномен человека
Для окончательного решения вопроса о "превосходстве" человека над животными я вижу только одно средство — решительно
устранить из совокупности человеческих поступков все второстепенные и двусмысленные проявления внутренней активности и
рассмотреть центральный феномен — рефлексию.
С точки зрения, которой мы придерживаемся, рефлексия — это
приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом
себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей
специфической устойчивостью и своим специфическим значением, — способность уже не просто познавать, а познавать самого
себя; не просто знать, а знать, что знаешь. Путем этой индивидуализации самого себя внутри себя живой элемент, до того распыленный и разделенный в смутном кругу восприятии и действий,
впервые превратился в точечный центр, в котором все представления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию.
Каковы же последствия подобного превращения? Они необъятны, и мы их так же ясно видим в природе, как любой из фактов,
зарегистрированных физикой или астрономией. Рефлектирующее
существо в силу самого сосредоточения на самом себе внезапно
становится способным развиваться в новой сфере. В действительности это возникновение нового мира. Абстракция, логика, обдуманный выбор и изобретательность, математика, искусство, рассчитанное восприятие пространства и длительности, тревоги и
мечтания любви... Вся эта деятельность внутренней жизни — не что
иное, как возбуждение вновь образованного центра, воспламеняющегося в самом себе.
Установив это, я спрашиваю: если действительно "разумное"
существо характеризуется "рефлектирующей способностью", то
можно ли серьезно сомневаться, что разум — эволюционное достояние только Человека? И следовательно, можем ли мы из какой-то
ложной скромности колебаться и не признавать, что обладание
разумом дает человеку коренной перевес над всей предшествующей
ему жизнью? Разумеется, животное знает. Но, безусловно, оно не
знает о своем знании — иначе он бы давным давно умножило
изобретательность и развило бы систему внутренних построений,
которая не ускользнула бы от наших наблюдений. Следовательно,
перед животным закрыта одна область реальности, в которой мы
развиваемся, но куда оно не может вступить. Нас разделяет ров или
порог, непреодолимый для него. Будучи рефлектирующими, мы не
только отличаемся от животного, но мы иные по сравнению с ним.
Мы не просто изменение степени, а изменение природы, как
результат изменения состояния.