Библиотека > Культурологические тексты >
Зиммель Г. О сущности культуры
Все ряды событий, происходящих из человеческой активности, могут рассматриваться как природа, т.е. как причинно обусловленное развитие,
где каждая настоящая стадия понимается из комбинаций и движущих
сил предшествующих состояний. В этом смысле нет различия между природой и историей — пока под историей подразумевается просто поток
событий, входящий в природную взаимосвязь мировых процессов и в его
причинность. Только после того, как любое содержание этого ряда подводится под понятие культуры, происходит смещение понятия природы,
получающего более узкое, так сказать, локальное значение. Дойдя до
какого-то пункта, ряд «природного» развития сменяется развитием культурным.
Дикая груша приносит деревянистые и горькие плоды. Тут завершается ее развитие в условиях дикости. В этот момент вмешиваются человеческие воля и интеллект, они приводят различными воздействиями к
тому, что дерево производит съедобные груши. Эти воздействия «культивируют» дерево. Точно так же развитие человеческого рода в его психофизической организации, через наследственность и приспособление,
пришло к неким формам и содержаниям, с которых начинается телеологический процесс, чтобы довести эти преднайденные энергии до высот,
на которые они не способны подняться со своими предшествующими возможностями развития. Тот пункт, где происходит смена сил развития,
обозначает границу между природным и культурным состояниями.
Поскольку культурное состояние также причинно направляется «естественными» условиями своего возникновения, то может показаться,
во-первых, что природа и .культура представляют собой лишь два различных способа рассмотрения одного и того же события, а во-вторых,
что природа, со своей стороны, выступает в двух различных значениях,
будучи как всеобъемлющим комплексом причинно связанных и следующих друг за другом явлений, так и периодом развития субъекта. А именно
того периода, когда в нем развертываются исключительно уже заложенные в него движущие силы, и который заканчивается, когда разумная, господствующая над своими средствами воля перенимает эти силы, а
тем самым ведет субъекта к состояниям, коих он, будучи предоставленным самому себе, никогда бы не достиг.
Если такое понятие культуры вообще применимо к человеческой целесообразной деятельности, то оно нуждается в ограничении, указывающем прежде всего на существенные особенности этой деятельности.
Когда один школьник ставит подножку другому, а тот падает, вызывая
смех своих товарищей, то мы имеем дело с выдающимся телеологическим
деянием, в котором естественные задатки используются интеллектом и
волей; но это действие вряд ли станут подводить под понятие культуры.
Применение этого понятия зависит тем самым от ряда условий, действующих, так сказать, бессознательно. Они не являются самоочевидными
и выявляются только с помощью анализа.
Культивирование предполагает наличие какого-то ранее не культивировавшегося, а именно «естественного» состояния; далее, оно предполагает, что изменение субъекта в каком-то смысле скрывалось в его
естественных структурных взаимоотношениях или движущих силах, хотя
реализуются они не сами по себе, но только через культуру. Культивирование ведет свой предмет к завершению и осуществлению собственных
коренных его тенденций.
Груша считается культивированной, поскольку работа садовника развивает органические предрасположенности, дремлющие возможности ее
природной формы, поскольку она приводит к полному раскрытию собственной природы дерева. Когда из древесного ствола делается парусная
мачта, то это, конечно, также работа в рамках культуры, но никак не «культивирование» ствола, поскольку работа судостроителя создает форму, которая не принадлежит к собственным сущностным тенденциям дерева.
Последнее извне включается в совершенно чуждую ему систему целей.
По самому смыслу слова «культивирование» оно является не просто
развитием какого-то существа до возвышающейся над его природой
формы, но развитием изначального ядра, завершением его сущности согласно нормам его внутреннего смысла, его глубинных стремлений. Такое
завершение недостижимо на стадии, которую мы называем естественной
и которая заключается в каузальном раскрытии изначальных сил этого
существа. Оно свершается, скорее, воздействием на них иного, телеологического вмешательства, которое, однако, следует предрасположенностям самого этого существа. Только поэтому такое вмешательство
может называться его культурой.
Из этого следует, что в точном смысле слова только человек может
быть предметом культуры, ибо он является единственным известным нам
существом, обладающим изначальным побуждением к самоосуществлению. Его «возможности» представляют не просто покоящиеся силы для
внешнего наблюдателя с его идеальными представлениями (для которого
дикая груша является «возможностью» садовой груши). Тут возможности
приходят к языку, а то, что вообще способна развить душа, заложено в
нынешнем ее состоянии как нечто требующее, напирающее, как бы пронизанное невидимыми линиями развития. Даже если по своему содержанию эти линии фрагментарны и нечетки, то все же заметны: долженствование и способность к полному развитию неразрывно связаны с бытием человеческой души. Только в ней содержатся возможности развития, цели которого принадлежат телеологии, ее собственной сущности.
Но эти цели недостижимы для простого роста изнутри, который мы называем естественным — в какой-то точке они требуют техники, соразмерного им метода.
Когда мы говорим о «культивировании» низших организмов, растений
и животных — для неорганических сущностей употребление этого слова
было бы уже непозволительно, — то здесь явственно присутствует перенос по аналогии, имеющейся между людьми и другими организмами. Даже
если то состояние, к которому привела это существо, культура, заложено
в нем и достижимо его собственными силами, то в собственном смысле
оно никогда не заложено в его существовании. В естественном состоянии
оно никогда не является как бы внутренней активностью, ведущей к самоосуществлению, как это происходит в случае человеческой души.
Но тогда нам снова нужно сузить понятие культуры. Даже если она
является осуществлением человека, то далеко не каждая такая реализация будет культурой.
Развитие души может совершаться через внешнее влияние или через
отношение с трансцендентными силами, посредством непосредственной
этической, эротической, суггестивной связи с другими личностями. Такое
развитие не подводится под понятие культуры. Религиозный порыв, нравственная самоотдача, преданность личности каким-то лишь ей свойственным задачам и способам существования, — все это ценности, прорастающие в душе из инстинктивной гениальности или работы над собой.
Тут исполняется заложенное в понятии культуры: личностные способности развиваются от естественной своей стадии к вершинам, причем
лишь вмешательство высших энергий души ведет эти силы по направлению к личности и ее идее — но именно поэтому понятие культуры
становится излишним.
Ведь к культуре относится и то, что человек в таком развитии вовлекает в себя нечто ему внешнее. Конечно, «культивированность» есть
душевное состояние, но такое, что оно достигается использованием целесообразно сформированных объектов.
Эту внешность и объективность не следует понимать в пространственном смысле. Манера поведения, утонченность вкуса в суждениях, нравственная тактичность, делающие индивида желанным членом общества, — все это культурные образования, которые ведут индивида к
самому себе через лежащие за его пределами реальные и идеальные
сферы. Но это не чисто имманентный процесс, поскольку он совершается
во взаимоуравновешивании и телеологическом переплетении субъекта и
объекта. Там, где нет вовлечения объективного в процесс развития субъективной души, там, где она не проходит через него, как через средство
и стадию на пути к своему осуществлению, к самой себе, там могут реализовываться наивысшие ценности, но это не будет путем культуры в
ее собственном смысле. Поэтому нам понятна причина того, что предельно погруженные в себя натуры, обходящиеся своей душой в поисках
самоосуществления, содрогаются при любом выходе к внешнему и могут
ненавидеть культуру.
Необходимая двойственность элементов в понятии культуры не менее
очевидна с объективной стороны. Мы привыкли обозначать как культурные ценности большие ряды художественных, нравственных, научных
и хозяйственных произведений. Быть может, таковыми они и являются;
но они таковы не по своему чисто предметному, так сказать, своему автономному значению. Культурная значимость отдельного произведения не
соответствует тому значению, которое оно получает в ряду, построенному
согласно понятию данной предметной области. Скажем, творение искусства относится к совершенно различным рангам и нормам, когда оно
рассматривается в категориях и рядах истории искусства или эстетики,
или когда вопрос стоит о его культурной ценности.
В то время как любой из этих больших рядов выступает как конечная
цель для себя самого, — так что любое отдельное произведение есть
образ одной общей ценности — то при перестановке в культурный ряд
все может обрести совсем иной вид с точки зрения ценности для целостного развития индивида или их суммы. Находясь на своей почве, все эти
ценности противятся перемещению в культурный ряд: художественное
творчество задается лишь вопросами о реализации своих чисто художественных требований; научное исследование стремится только к верности
своих результатов; хозяйственное производство направляется только целесообразностью и рентабельностью продукта. Выходя из предела своего
«естественного» развития, эти внутренние и внешние образования становятся телеологическими и тем самым получают возможность функционировать в качестве культурных ценностей. Но в своей автономной предметности они таковыми еще не являются, поскольку подлежат идеалам
и нормам, касающимся исключительно объективного их содержания, но
не требования центра их личности. Только в последнем случае возникает
дальнейший вопрос о том, что они собой представляют для развития личности, т.е. как культурные ценности. Поэтому достигнутая ими высота в
мире культурных ценностей никоим образом не совпадает со специфическими требованиями, предъявляемыми им предметным интересом, составляющим только одну сторону нашего существа.. Они могут отлично
служить нашим частным целям, но давать очень мало для нашего целостного существования, для развития нашего Я. И наоборот, они могут
быть несовершенными и малозначащими с вещественной, технической
точки зрения специфической провинции сущностей, но при этом достигать того, в чем нуждается все наше существо, — гармонии, таинственного единения за пределами всех потребностей и сил.
«Единство» вообще представляется нам только как взаимодействие
и динамическое взаимопереплетение, связь, равновесие многого. Такова
и точка единения в нас самих: ее внутреннее значение и сила реализуются
в культурном процессе путем вовлечения в себя возвышенных и совершенных объектов. Это означает, что отдельные стороны нашего существования находятся в тесном взаимодействии, где каждая несет в себе
другую, где все жизненные силы гармонически уравновешивают друг
друга в постоянном взаимообмене. От того, что мы многое умеем или
знаем, мы еще не культивируемся. Специализация не станет культурой,
каких бы высот она ни достигала в разработке объективных содержаний.
Культура появляется только там, где эти односторонние совершенства
упорядочиваются в целостности души, где уравновешивается разноголосица элементов, поднимающихся на более высокую ступень. Короче говоря, когда все эти совершенства способствуют реализации единого целого. Такова мера, по которой мы можем судить о том, насколько все
эти свершения и восприимчивости, определяемые категориями предметных, специализированных рядов, не смешиваясь с другими, подпадают
по своему содержанию под категорию культуры, т.е. служат развитию
нашей внутренней тотальности..
Такое разделение делает очевидным парадоксальный факт: чем выше
свершения в различных областях (свершения прежде всего личностного
порядка в искусстве, религии, умозрении), тем больше убывает их культурная ценность. Самые впечатляющие творения и мысли настолько
захватывают нас, удерживают содержанием в своей сфере, что их культурное значение остается где-то позади. Они противятся сотрудничеству
со всеми другими ценностями при вовлечении в нашу сущность. В своей
провинции они слишком сильно чувствуют себя господами, чтобы войти
в категорию слуг, а именно таковыми они должны считаться в качестве
факторов культуры, средств образования душевного целого.
Яснее всего мы видим это по тем произведениям культуры, в которых
прямо выражается личностная жизнь. Чем дальше произведение отходит
от субъективной завороженности ее творца, чем оно объективнее, упорядоченнее, тем больше его специфически культурное значение, тем легче ему стать общедоступным средством для формирования множества
индивидуальных душ.
Тут дело обстоит так же, как в случае «стиля» в художественном творчестве. Когда речь идет о великом творении искусства, в котором суверенная душа нашла свое неповторимое выражение, то нам не приходит
в голову вопрос о стиле. Ибо стиль является всеобщим способом выражения, соединяющим многочисленные экспрессии, — это отделимая
от содержания идеальная форма. В величайших произведениях искусства, однако, общий фундамент и особенность формы становятся таким
уникальным откровением, что в производимом им впечатлении все роднящее его с другими отходит на второй план. Оно требует принятия как
целиком в-себе-сущее, а не как пример какого-то общего стиля.
Сколь бы значительным ни было действительное культурное развитие
всего поистине великого и личностного, для категории культуры они не
являются чем-то первостепенным. Эта категория относится, скорее, к
более общим по своей сущности, более безличным творениям, которые
объективируются на большем расстоянии от субъекта, а потому в некоем
«самоотречении» делаются остановками на пути душевного развития.
Поскольку культура по своему жизненному содержанию есть особым
образом затянутый узел, в котором переплетаются субъект и объект, то
имеют право на существование два толкования этого понятия. В качестве
объективной культуры можно обозначить те вещи, которые в своей разработке, в своем подъеме, свершении ведут к самоосуществлению души,
либо представляют собой те отрезки пути, по которому индивид или сообщество должны идти к более возвышенному существованию.
Под субъективной культурой я подразумеваю достигнутую меру развития личностей, а потому объективная и субъективная культуры только
в переносном смысле являются изначально координированными понятиями. А именно там, где речь идет о совершенствовании сущностей,
наделенных собственными влечениями, руководствуясь идеей о выходе
их развития за пределы чисто природного процесса. Способствующая
этому человеческая сила предстает здесь как средство для данной цели.
Говоря о культивировании вещей, окружающих предметов, мы переворачиваем действительный культурный процесс, разыгрывающийся в человеке. Этому процессу приравнивается развитие вещей, словно оно само
по себе является телеологическим, тогда как сам процесс разделяется
на естественную и телеологическую стадии, где последняя, как нечто
самодостаточное и окончательное, отдается вмешательству человеческого деяния — носителю такого подъема или отрезку на этом пути.
В более точном смысле, однако, эти два употребления понятия культуры совсем не аналогичны. Субъективная культура — это господствующая конечная цель, а ее мера является мерой участия душевных процессов во всех этих объективных благах и совершенствах. Конечно, субъективной культуры не существует без объективной, поскольку развитие
или состояние субъекта лишь настолько является культурным, насколько
субъект подключает к своему жизненному пути перерабатываемые им
объекты. Более того, объективная культура может обрести относительную самостоятельность по отношению к субъективной культуре, поскольку в ней «культивируются», т.е. создаются культивируемые объекты, значение которых лишь отчасти востребуется субъектами. В эпохи всеобщего развития и разделения труда культурные достижения разрастаются
в самосущие ряды, вещи делаются все совершеннее, духовнее, целесообразнее по внутренней логике предметов, что не сопровождается таким
же культивированием субъекта. Он и не может возрасти в той же степени,
как все расширяющаяся объективная область вещей, разделенная между
бесчисленными ее работниками. Историческое развитие идет ко все большей дифференциации предметных достижений культуры, равно как и к
многообразию культурных состояний индивидов. Диссонансы современной жизни — в особенности все то, что связано с техникой в различных
областях, и с одновременным недовольством техникой, — проистекают
по большей части из того, что вещи становятся все более культивируемыми, тогда как человек все менее способен обрести совершенство субъективной жизни с помощью совершенствования объектов.