Библиотека > Теория культуры >
Истоки современного понимания термина "культура"
В своем первоначальном значении латинское слово cultura означало культивацию сельскохозяйственных
растений или вскармливание домашней птицы или скота. В начале XVI в. этот первоначальный
смысл был расширен и акцент перенесен из сферы сельского хозяйства в сферу человеческого развития,
от культивации домашней птицы
к культивации ума. Однако такое понимание слова «культура» не было
общепринятым до XVIII — начала XIX в.
В начале XIX в. слово «культура» использовалось либо как синоним слова «цивилизация»,
либо как его антоним. Слово «цивилизация» происходит от латинского слова civilis (гражданин), и в конце
XVIII в. во французском и английском языках оно обозначало поступательный процесс человеческого развития,
движение, направленное
от варварства и дикости к порядку и утонченности, гражданственности.
Использование в английском и французском языках слов «культура» и «цивилизация»
в качестве синонимов отражало веру французов
и англичан конца XVIII — начала XIX в., что их эпоха является передовой и развитие человечества идет по поступательной.
В Германии произошло иначе. Слово «цивилизация» получило там
главным образом негативную коннотацию, а «культура» — позитивную. Там понятие «цивилизация»
использовалось в значении «буржуазная» искусственная вежливость и утонченность манер, нивелировка
личностных особенностей, тогда как понятие «культура» обозначало
продукт интеллектуальной, художественной или духовной деятельности, в котором отражалась творческая сила человека.
Однако по мере развития исторической науки в Германии туда
все более проникают идеи прогрессизма, что, в свою очередь, повлияло на формирование «классической концепции»
культуры, которая
оказалась как бы наложением двух упомянутых выше понимании культуры.
Суть ее сводилась к следующему: культура представляет собой
процесс развития и облагораживания человеческих способностей,
процесс, способствующий восприятию произведений науки и искусства, а также связанный
с прогрессивным характером современной
эпохи. В трудах германских историков, в отличие от германских литераторов-романтиков,
понятие «цивилизация» также постепенно приобретает положительное значение в качестве цели развития
общества и все более сливается с новым пониманием культуры.
Именно в этом значении слово «культура» чаще всего употребляется в обыденной речи и по сей день.
Но оно не является научным.
Изучая этнологическое и, в частности, историко-этнологическое толкование понятия «культура»,
будем все дальше и дальше отходить от этого значения.