Библиотека > Теория культуры >
Языки и символы культуры
Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная
форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего
придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному,
индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый
смысл.
Самая серьезная проблема коммуникации заключена в переводе
смыслов с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество
семантических и грамматических особенностей. В культурологии эта
проблема эффективности культурного диалога как на «вертикали», т. е.
между культурами разных эпох, так и по «горизонтали», т. е. диалога разных культур, существующих одновременно, между собой, осмысливается как проблема понимания. Термин «понимание» используется в двух
смыслах как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, в чувствование. Сложность понимания обусловлена тем, что
восприятие и поведение детерминированы стереотипами — идеологическими, национальными, сословными, половыми, сформированными у человека с детства. Понимание апперцептивно, т. е. новая информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание
и новый опыт включаются в систему знания, уже имеющегося, на этой основе происходит отбор, обогащение и классификация материала.
Основной структурной единицей языка культуры, с точки зрения
семиотики, являются знаковые системы. Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений
(информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета,
ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака
делает возможной передачу информации по техническим каналам связи
и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую —
обработку.
Любой язык культуры имеет природные предпосылки формирования, но сам не является природным явлением. Он формируется во взаимодействиях и коммуникациях совместно живущих людей. Он возникает тогда, когда индивидуальные представления не просто обретают внешнее выражение, но когда такие выражения в коммуникативных
процессах приобретают статус разделяемых знаковых единиц,
а их использование перестает быть произвольным и подчиняется определенным, установленным, конвенциональным, обязательным правилам. Язык формируется там, где знак осознанно отделяется
от представления и начинает функционировать как репрезент
(представитель) этого представления, его выразитель.
Знаки, составляющие каждого из языков культуры и предназначенные для выражения представлений и переживаний, различаются как
по своему происхождению, так и степени подобия того, что они представляют. Исследователи культуры выделяют 5 основных знаковых систем:
естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы
записи.
I. Под естественными знаками понимаются вещи и явления
природы в том случае, когда они указываются на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются в качестве носителя информации
о них. Чаще всего естественные знаки являются принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и поэтому дают информацию о последнем. Естественные языки — это знаки-признаки, например, дым — знак
огня.
II. Функциональные знаки — это также знаки-признаки.
Но в отличие от естественных знаков, связь функциональных знаков
с тем, на что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют. Как правило, это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, но включенные в человеческую деятельность помимо своих
непосредственных функций, они еще получают знаковую функцию,
т. е. дают какую-то информацию о вещах и явлениях. К функциональным знакам, например, можно отнести производственную технику, поскольку любой механизм или деталь может выступать как знак, который имеет информацию обо всей технической системе, элементом которой он является и т. д.
III. Если для естественных и функциональных знаков знаковая
функция является побочной и выполняется ими как бы «по совместительству», то для конвенциональных это функция является основной.
Конвенциональные знаки являются знаками в полном смысле этого слова. Их значения задаются не предметами и процессами,
о которых они информируют, а соглашениями между людьми. Различают 4 типа конвенциональных знаков:
1) сигналы, извещающие или предупреждающие людей. Например, цвета светофора, «зебра» на пешеходной дорожке, флажковая сигнализация на флоте;
2) индексы — условные обозначения каких-либо предметов или,
ситуаций, имеющие компактный легко обозримый вид и применяемый
для того, чтобы выделить эти предметы или ситуации из ряда других.
Например, показания приборов, картографические знаки, различного
рода условные значки в схемах, графиках, профессионально-деловых
текстах и т. д.;
3) образы строятся на сходстве, подобии с тем, что они обозначают. Это сходство может носить внешний или внутренний, содержательный характер, полном или частичном совпадении идей и ассоциаций, которые вызывают образ и изображаемое. Например, знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы и т. д.;
4) символы — материальные или идеацнальные. Культурные
объекты, выступающие в коммуникативном или трансляционном процессе как знаки, которые им просто указывают на обозначаемый объект, но выражают его смысл, т. е. в наглядно-образной форме передают
абстрактные идеи или понятия, связанные с этим объектом. Наиболее
простыми формами символов являются эмблемы, гербы, ордена, знамена и т. д.
Наряду с отдельными конвенциональными знаками, вводимыми
по тому или иному поводу, в ходе развития культуры возникают разнообразные системы конвенциональных знаков. Например, геральдика,
система знаков дорожного движения, церемониальные системы, связанные с выполнением различного рода обрядности (свадебная, похоронная.
праздничная, религиозно-культовая, вступление в должность — коронация, инаугурация и т. д.). Можно сказать, что каждая область социокультурной жизни имеет свою символическую систему.
IV. Важнейшей знаковой системой являются вербальные
знаковые системы — разговорные языки. Любой естественный
язык — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая
основу всей культуры того или иного народа, говорящего на данном
языке. Эта система складывается на основе психофизиологических
возможностей, заложенных в биологической природе человека (устройство мозга, гортани, органов слуха и т. д.). Однако язык имеет социальную природу. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общения.
Самая главная особенность вербальной системы состоит в ее специфической структурной организации. Вербальная система представляет собой полиструктурную, разветвленную, иерархическую, многоуровневую организацию знаков. Базисной структурной единицей является слово, которое, в свою очередь, внутренне структурировано (корень, суффикс, приставка, окончание и т. д.). Слова
объединяются во фразы, предложения, высказывания. Из последних
складываются тексты.
Естественный язык — это открытая знаковая система. Он, в отличие
от искусственных формализованных языков, способен к неограниченному развитию. Эта особенность языка имеет большое значение для изучения культуры. История развития культуры отражается в истории развития языка. Новые явления в жизни людей, открытия в науке и технике запечатлеваются словами, пополняют словарный запас языка — лексику. Вместе
с тем уходят из употребления или изменяют значение и стилевую окраску
слова, связанные с уходящими в прошлое условиями жизни. Особенно сильное влияние на эволюцию естественного языка оказывают общественные
преобразования в стране. Однако, несмотря на подвижность, основной словарный фонд — лексическое «ядро» языка — сохраняется веками. Таким
образом, язык в своей основе остается одним и тем же в течение столетий,
и это является основой взаимопонимания поколений, сохранения опыта прошлого в культуре.
V. На относительно высокой стадии развития человеческой культуры формируются знаковые системы записи: письмо (система записи естественного языка), нотная грамота, способы записи танца и т. д.
Особенностью знаковых систем этого типа является то. что они возникают на базе других знаковых систем оазговорного языка, музыки, танца
и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи —
одно из величайших достижений человеческой культуры. Особенно большую роль в истории культуры сыграло появление и развитие письма. Без
письма невозможно было бы развитие науки, техники, права и т. д. Появление письма ознаменовало начало цивилизации.
Базовым знаком письма является не слово, как в разговорном
языке, а объективная и более абстрактная единица —- буква. Количество базисных знаков в системе существенно уменьшается и становится
обозримым. Это ведет к коренному изменению в логике использования
знаковой системы. Становятся возможными качественно новые способы
обработки, восприятия и передачи информации.
Запись создает возможность искусственно увеличить словарный
состав языка. С возникновением письменности начинают складываться зыковые нормы и правила. Это дает возможность создание нормированного литературного языка, обогащения и совершенствования способов
выражения мысли, на основе записи снимаются временные и пространственные границы общения. Письменность открыла путь к тиражированию знаков — книгопечатанию.
Одним из важных направлений развития систем записи является
создание искусственных, формальных языков, играющих большую роль
в современной науке и технике.
Синтетической обобщенной формой языка культуры является
текст. В современной интерпретации культурологии текст не сводим
к речевому акту или совокупности письменно зафиксированных высказываний. Текст — это все, что искусственно сделано человеком
(вещи, ритуалы, художественные произведения, книги, танцы и т. д.).
Текст — это совокупность знаковых систем, наделенная определенным
значением. Таким образом, всякое явление культуры есть сочиненный
людьми с помощью знаковых систем текст. С этой точки зрения, образно
выражаясь, текст — это «плоть и кровь» культуры, а сама культура может быть интерпретирована так совокупность, определенная система
текстов. Поэтому познание культуры означает познание текста.
Текст выступает как главный носитель информации, и для познания того или иного культурного явления необходимо навлечь эту информацию. Это значит, что требуется определить степень достоверности, содержащейся з нем информации и увидеть за ним ту "подлинную реальность", которую он обозначает. Это осуществляется на основе научных
методов исследования.
Данный текст сопоставляется с другими текстами, оценивается
в свете исторических данных. На этой основе анализируется его место
и значение в культуре и т. д. Все это дает возможность объяснить к объективно оценить его содержание. Таким образом достигается объективное познание-текста как исторического факта.
Однако каждый текст многозначен. В нем, помимо объективной,
научно фиксируемой информации, заложены тайные субъективные
смыслы, выражающие особенности видения мира автора текста, психологические мотивы его создания и т. д. Познание своеобразия культуры,
носителем которой является автор текста, невозможно объективными
методами. Оно достигается на основе герменевтических процедур «понимания». Герменевтика исходит из предпосылки, что никакая читательская интерпретация текста в принципе не может совпадать с авторской.
И не только потому, что читатель и автор — разные, неповторимые личности, существенное значение здесь имеет различие культурных контекстов, в которых воспроизводится данный текст. Текст, попадая в новый историко-культурный контекст, пополняется новым смыслом, отличным от
того, какой он имел во время его создания. Таким образом, понимание произведений культуры меняется от эпохи к эпохе. Оно никогда не может
быть окончательным, «единственно верным». Тексты живут в истории,
и в диалоге с ними новые поколения осмысливают их содержание заново
в поисках ответа на вопросы, которые ставит перед ними жизнь. Таким образом, благодаря объективации в текстах, культурные ценности не умирают, потому что они все время обогащаются новым смыслом.