Библиотека > Теория культуры >
Морфология культуры
Учение о внутренней
структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций,
делящих культуру по разным основаниям, прежде
всего на материальную и духовную (традиция, идущая
еще от археологов и отчасти философов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия не
позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а
только убедиться в том, что любое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратно
материальным (даже музыка), но одновременно, даже
самое утилитарное из них (плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих
формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.
В своем рассуждении о морфологии культуры я
исхожу из разработанной еще философами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования
культуры на обыденную и специализированную и
развернутой на этой основе уже в наши дни теории
Э. Орловой, дифференцирующей культуру на функциональные блоки и прослеживающей каналы трансляции социально значимой информации между обыденной и специализированной культурами.
Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции
человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной
практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было
специально учиться; основные ее знания усваивались
на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), но со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было
уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и
строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают
существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.
Я выделяю четыре основных блока осуществления
человеческой жизнедеятельности (у Орловой — только три), представленью следующими областями социальной практики:
а) культура социальной организации и регуляции,
в область которой входят такие специализированные и
неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:
— хозяйственная культура (на специализированном уровне — экономика, торговля, финансы и т. п.;
на обыденном уровне — домашнее и приусадебное хозяйство);
—правовая культура (специализированная —право, юриспруденция, система охраны общественного
порядка и регуляции правовых отношений; обыденная — мораль, нравственность, общественное мнение);
—политическая культура (специализированная —
государственная политика, идеология, управленческая
работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная — межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);
б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:
— философская культура (специализированная —
труды специалистов-философов; обыденная — здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения,
народная мудрость);
— научная культура (специализированная — профессиональная наука; обыденная — повседневные
рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности);
— религиозная культура (специализированная —
систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, професссионально построенная
эзотерика; обыденная —мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого);
— художественная культура (специализированная — построенное на специальном образовании или
самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов; обыденная — бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а
также разные виды имитационно-игровой деятельности и т. п.);
в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:
— культура межличностных информационных контактов (реально существует только в обыденной форме);
—культура массовой информации (специализированная — профессиональные СМИ, реклама, общественные связи; обыденная — слухи, сплетни и т. п.);
— информационно-кумулятивная культура (специализированная — система музеев, библиотек, архивов,
электронных банков информации и пр.; обыденная —
предания, верования, легенды и т. п.);
— культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний (специализированная — система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного
воспитания, клубов и кружков по интересам и др. институций социализации и инкультурации личности;
обыденная —система домашнего воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальное общение, а также традиции,
обычаи, нравы и пр.);
г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:
— сексуальная культура (с точки зрения решения
задач продолжения рода существует только в обыденных формах);
—культура физического развития (специализированная — профессиональный спорт и близкие к нему
формы туризма; обыденная — физкультура, массовый
спортивный туризм, культуризм и т. п.);
— культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная — медицина и система санаторно-лечебного
обслуживания; обыденная —самолечение, знахарство и пр.);
— культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структура питания и пр.;
четкое разделение на специализированную и обыденную составляющие здесь, видимо, возможно, но затруднительно);
— культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека (специализированная — система организованного досуга,
домов отдыха, «культурного» туризма, клубов и иных средств релаксации;
обыденная — неорганизованные формы досуга, сон,
алкоголизм, наркомания и пр.).
Представляется, что подобная (видимо, далеко не
полная и еще нуждающаяся в развитии и дополнении)
классификация морфологической структуры культуры серьезно продвигает наши представления о сущности этого
явления, развенчивает некоторые мифы о
сугубой духовности всего, что манифестируется термином «культура».