Библиотека > Теория культуры >
Культура: термин и понятие. Цивилизация и культура
Культура - Латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине
XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством
интеллектуально-ученых общений образованных людей.
Присвоенное и усвоенное классицистическим веком Просвещения, оно, казалось, навсегда
утратило основную часть своих смысловых наполнений и обрело существенно изменившийся смысл.
В латинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводя первому роль
разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм
растительно-животной жизни ("возделывание, обрабатывание, уход, разведение" -
словесный ряд, истолковывающий первое его значение).
В интерпретации века Просвещения "культурное" стало означать нечто противоположное
"природному".
"Культура" как термин - определенная совокупность социально приобретенных
и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований,
традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою
жизнедеятельность.
"Культура" как понятие - употребляется для характеристики определенных исторических эпох,
конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни.
Субъект культуры - человек (он творит, сохраняет и распространяет созданные им
культурные ценности.
"Культура" как категория - созданная людьми искусственная среда существования и
самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
Однако надо помнить, что культура - это семиаспектное понятие, потому как культура это и
- результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система.
И главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек.
Второй объект культуры - природа. Культура является основным отличительным признаком,
разделяющим человека и животный мир, она является специфически человеческая деятельность.
Но не всякая деятельность человека создает культуру.
Цивилизация - (лат. гражданский) - межэтническая культурно-историческая общность людей,
основанием и критерием для выделения которой разнятся в зависимости от применения этого
термина. Понятие цивилизации появилось в античную эпоху как определенное качественное
отличие античного общества от варварского окружения. В эпоху Просвещения и в 19в.
цивилизация - как характеристика высшей степени социокультурного развития.
Дикость-варварство-цивилизация. 20в. - Шпенглер, Тойнби - цивилизация
как локальная моно или полиэтническая общность с выраженной социокультурной спецификой,
то есть, концепция исторической цивилизации. В последнее время цивилизация как
локальная межэтническая общность, формирующаяся на основе единства исторической
судьбы народов в одном регионе…
Цивилизация - многозначное понятие, употребляется в культурологии и политологии,
во-первых как синоним культуры, как ее ступень, следующая за варварством,
и во-вторых, как особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом
упадка культуры, либо ее высшей стадией. Современный уровень цивилизации
характеризуется научно-техническим прогрессом, а также наличием определенных
признаков, основными из которых являются - урбанизация, социальная стратификация,
хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя
жизнедеятельность.
Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии в 18-19вв.
Социально-исторические корни этого явления - в то время Германия состояла
из множества карликовых феодальных государств и не имела национального полит. сознания,
хотя ощущение единства нац. культуры было весьма ярко выражено. Противопоставление стало
возможно в результате осмысления германской наукой состояния культурного единства при
одновременной политической раздробленности собственной нации. Немецкий социолог Фердинанд
Теннис сформулировал представление о направленной эволюционной социальной организации
от общины к обществу: отношения в рамках культуры (общины), которые коренятся в эмоциях,
традициях, привязанности - семья, сословие, этнос (нация). Здесь главное - органичность
в отношениях, их укорененность в традициях; и отношения в рамках цивилизации (общества),
в центре которого - рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей.
Отношения имеют вещную природу и характеризуются разнонаправленными устремлениями
участников.
Рациональные структуры - коллективы, группы, государства - рассматриваются
как формальные лица.