Библиотека > Теория культуры >
Функции культуры
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ — совокупность ролей, к-рые выполняет
культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных истор. опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все Ф.к. социальны, т.е.
обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивид.
активности человека в силу его связанности с социальным окружением.
Число такого рода Ф.к. весьма велико, и они могут быть выстроены в
иерархич. структуру от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих Ф.к. более высокого уровня.
Наиболее общей и универсальной Ф.к. следует признать обеспечение
социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого
коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.
Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести Ф.к.,
обеспечивающие осн. формы интегрированного существования сооб-в
людей, такие как организация людей в их совместной жизнедеятельности
посредством их структурной дифференциации на разл. рода относительно самодостаточные группы: социально-территориальные соседские общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производств., военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, проф. констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам,
языкам, языковым семьям),.религиозно-конфессиональные (религ. общины, секты, деноминации, конфессии) и т.п.; регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством истор. селекции, нормирования
и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой
области и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального (ценностные ориентации,мораль, нравственность, обычаи,
этикет и пр.) или институционального (право, политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства; консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарности
личности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия,
формирования системы образов групповой идентичности (этнич., социальных, конфессиональных, гос. и иных маркеров) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с ним, заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как
процессе, отвечающем их индивид, и групповым интересам.
Третий уровень — Ф.к., обеспечивающие осн. средства совместной
жизнедеятельности людей. К ним можно отнести: культуру демогр. и социального воспроизводства членов сооб-ва, функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений, брачно-семейных и
родств. обязательств, норм соседского общежития, стандартов физич.
развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей, а также системы форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартов социализации и инкультурации личности, ее социальной и культурной адекватности об-ву проживания, стимулирования ее заинтересованности в приемлемых для об-ва формах социальной самореализации, в т.ч. в творч. и
инновативной деятельности, в превращении индивида из «продукта и
потребителя» культуры в ее «производителя»; культуру адаптации сооб-ва
к природным и историч. условиям его обитания, реализуемую посредством
накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредств. жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечении коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивид, безопасности членов сооб-ва, их
имущества и легитимных прав интересов (правоохранит. система); культуру развития искусственной материально-пространств. среды обитания
сооб-ва и обеспечения его членов социальными благами, выраженную в
формировании принципов, норм, правил и стандартов построения территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов
и их внутр. структуры, транспортных коммуникаций, размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр.), развития
системы энергообеспечения и производства средств производства (инструментария), обеспечения производства и распределения товаров потребления и услуг и т.п.; культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с развитием приемлемых для сообщ-ва технологий
и форм властно-собственнических претензий и отношений, способах
обретения богатства, формированием иерархии социальных статусов,
порядка статусного роста и его символич. маркировки (титулатура, регалии, престижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.); культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации неконкурентоспособности (по возрасту,
увечью, врожденным физич. недостаткам, пострадавшим от войны или
стихийного бедствия и т.п.), благотворительности, милосердия, помощи
терпящим бедствие, идеологии гуманизма и абсолютизации ценности
человеч. жизни, мифологии социальной справедливости, «уравниловки»,
патронажа коллектива над личностью и т.п.; культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные рац. наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизич. (философия, здравый смысл, народная мудрость), образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения
и пр.); культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным
опытом между людьми, реализуемую в виде процессов: символизации
объектов и явлений (формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.), сложение языков обмена информацией («естеств.»
устных и письм. вербальных, невербальных языков жестов и телесной
пластики, символич. и церемониальных действий, искусств, специализир. языков служебных и технич. символов — математич., естественнонауч., компьютерных, топографич., чертежных, нотных и пр., разнообразных систем указат. знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового, графич. и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.), сложение систем фиксации информации (в графич., звуковой, видовой и иной техн. форме), ее тиражирования и трансляции (синхронной и диахронной, непосредств. и дистантной, механич. и электронными средствами и т.п.), а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, информ. банки данных, картотеки и пр.); культуру физич. и психич. реабилитации и релаксации человека, включающую принятые в сооб-ве нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены, традиции кулинарии, социальные
нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной
деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физич. культуры и спорта, оздоровит, и культурно-просветит. туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенац. и народных праздников, карнавалов,
массовых гуляний, разнообр. формы развлекат., игрового и интеллект, досуга, систему институтов организованного досуга и т.п. Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях Ф.к. речь идет не о практич. технологиях по достижению утилитарного результата (созданию продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.
Четвертый и последующие уровни Ф.к. связаны уже с дифференциацией
культуры на специализир. функциональные сегменты («экон. культура»,
«военная культура», «культура торговли», «религ. культура», «пед. культура»
и т.п.) и системы критериев качества осуществления тех или иных социальных функций («культура труда и потребления», «культура быта», «культура языка», «культура научного мышления», «культура худож. творчества»
и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и качеств, параметры результатов)
в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым технол. нормам в
соответствующей сфере, к-рые сложились в процессе истор. селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с т. зр.
социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий
утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились
в ценностных комплексах специфич. свойства, называемых обычно «проф.
культурой» и «культурой образа жизни».
Т.о., во всем многообразии Ф.к. можно выделить такие «профильные» направления, как социально-интегративное, организационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное
и оценочное.
<----- Вернуться на главную страницу библиотеки