Библиотека > Теория культуры >
Фаустовский тип культуры
Фаустовский тип культуры - условное название европ.
культуры, распространенное с 20-х гг. Термин «Ф.т.к.» был введен
Шпенглером («Закат Европы», 1918-22). Одна из восьми осн. мировых
культур — зап.-европ. названа им «фаустовской», т.к. доктор Фауст, популярный персонаж нем. легенды, ярко отразил характерные особенности европ.человека.
Легенда о Фаусте возникла в 16 в. как одно из произведений жанра
демонологич. лит-ры. Она носила религиозно-воспитат. и отчасти развлекат. характер, однако в отличие от ср.-век. легенд в ней отчетливо
видны черты европ. культуры Нового времени. Фауст, в отличие от своих предшественников, идет на договор с сатаной ради обладания знанием, с помощью к-рого можно изменить мир и жизнь людей, приблизиться к Богу в возможности творить. Уже в 16 в. эта легенда отразила в себе
такие черты новоевроп. культуры как увлечение наукой, индивидуализм
(Фауст идет наперекор обществ, мнению и морали), стремление выйти за
веками установленные пределы, будь то социальное положение, уровень
знаний, границы экумены и т.п. Все эти стремления были присущи не
только легендарному Фаусту, но и его современникам. Черты доктора
Фауста видны не только в жаждущих нового знания ученых, бесстрашно отстаивавших противоречащие догмам ср.-век. науки теории (напр.,
Дж. Бруно), но и у религ. реформаторов, бросивших вызов почти всемогущему институту католич. церкви (Лютер, Кальвин, Цвингли и др.), они
видны у конкистадоров, завоевывавших неизвестные страны с многочисл. населением отрядами в несколько сотен человек (Писарро, Кортес); черты Фауста заметны у полит, деятелей, в погоне за властью перешагнувшими все традиции и законы (напр., Чезаре Борджа). Все эти
люди, как и легендарный Фауст, принадлежали к новоевроп. культуре,
следовали ее кодам, превыше всего ставя достижение намеченной цели,
ради к-рой можно было пренебречь этич., религ., правовыми и пр. нормами. Победа любой ценой — гл. принцип людей этой культуры. К осуществлению поставленной цели люди фаустовского типа продвигались
последовательно, следуя тщательно разработанной стратегии, претворяя
в жизнь цепочку логически обоснованных действий. Фауст идет на заключение союза с дьяволом в качестве крайней меры только после того,
как менее действенные средства (изучение ср.-век. науки и т.д.) не привели к желаемому результату — получению полного знания о мире и достижению могущества с помощью этого знания. Такой же подход был
характерен для людей этого времени.
В 17-18 вв. в связи с появлением картезианских принципов и идей Просвещения фигура Фауста, в легенде связанная с магией, дьяволом и эзотерикой вообще (для 16 в. понятия магии и науки неразделимы) несколько
теряет популярность. Тем не менее развитие науки .дальнейшее освоение
новых земель, использование достижений теор. наук для получения практич. рез-тов, общая установка на продуманность и осознанность любых действий свидетельствуют о бытовании типа культуры, черты к-рого можно
проследить в 16 в., и в частности в легенде о Фаусте. Т.о., культурный тип,
бытовавший в Европе 17-18 вв., хотя и не ассоциировался у современников
с фигурой доктора Фауста, по существу являлся именно фаустовским.
В к. 18-19 в. образ Фауста вновь становится чрезвычайно популярным.
Мистич. аспекты легенды теряют свое значение, столь важное для 16 в., и
в сознании современников на первый план окончательно выходят черты
характера гл. героя. Если в 16 в., когда в Европе происходил переход от ср.-
век. типа культуры к культуре Нового времени, образ Фауста многозначен,
то к нач. 19 в. образ Фауста-мага окончательно уступает место Фаусту-ученому, Фаусту-носителю высоких устремлений человечества. Романтиков
(напр., Ф.М. Клингера) в Фаусте прежде всего интересует сильная личность.
Для них Фауст — мятежник, восстающий против установленного порядка,
видящий и стремящийся исправить несовершенство мира. Здесь особо подчеркивается характерный для новоевроп. культуры принцип: знание должно служить достижению практич. результатов. Лессинга привлекает в Фаусте сама тяга к познанию, ибо стремление познавать вложено в человека
Богом, это «благороднейшее человеч. стремление», и поэтому Фауст не может быть осужден. В знаменитой драме Гёте также очень важен характерный
для новой европ. культуры мотив знания и труда. Фауст обретает спасение,
только используя свои знания во благо людям.
У Шпенглера Фауст окончательно осознан как символ европ. культуры. Широкая популярность этого персонажа, к образу к-рого обращались величайшие писатели, чтобы выразить свои взгляды на культуру и
человека, близость устремлений этого героя к устремлениям европейцев
вообще позволяют считать понятие «Ф.т.к.» синонимом понятия «европ.
тип культуры».
<----- Вернуться на главную страницу библиотеки