Библиотека > Теория культуры > Найдорф М.И. Введение в теорию культуры: Основные понятия культурологии >
Введение
Культурология - наука ХХ века. Она возникла в ответ на трудности сближения и переплетения культур мира в условиях быстрого развития технических коммуникаций и межкультурных связей, называемого теперь «глобализацией». Но корни культурологии глубоки. Ее идеи можно различить в наследии античной, средневековой и ренессансной мудрости, а в конце XVIII - нач. XIX вв. в европейской общественной мысли начали складываться подходы, которые кажутся нам уже вполне современными. В исторически переломные времена Французской революции и наполеоновских войн европейские народы, впервые вдохновленные идеей неповторимости национального «образа мира» и «духа народа», обратились к особенностям собственной истории, языка и фольклора, к национальной психологии и искусству. В результате была сформирована научная традиция, которая требовала видеть в духе народа общее начало, питающее его творчество в самых разнообразных проявлениях. Это общее начало и было осмыслено как культура народа.
Интерес к собственной культуре и истории в ряду других со временем вызвал потребность в сравнении своей культуры с другими, историческими и современными, культурами. Так закладывались основы культурологии, поле интересов которой сейчас простирается от описания культуры первобытных племен до исследования процессов в области сознания, веры и действия современных людей –индивидов и групп, народов, стран и регионов мира.
Культурология исходит из того, что культуры существовали и существуют вне зависимости от того, осознаем мы это или нет. Осознание многообразия «культурной карты мира», в сущности, не нужно людям, пока они живут в окружении своей собственной и только своей культуры. Культурные проблемы начинаются тогда, когда человек или цивилизация оказывается перед лицом иных культур – в туристической или деловой поездке, в международном конфликте, в изучении памятников прошлого (старинной книги, собора или народной сказки, например); или же тогда, когда собственная культура меняется так быстро, что простыми способами, например, свято соблюдая традиции, с нею не ужиться. Тогда приходится думать. А думаем мы с помощью понятий и категорий. О культуре мы мыслим с помощью понятий и категорий культурологии.
Приступая к изучению «Основных понятий культурологии», полезно отдать себе отчет в том, что культурология относится к особой области гуманитарного знания (от лат. humanitas — человеческая природа, образованность, утонченность). В принятом сегодня условном разделении человеческого знании на три научные области – естественных, технических и гуманитарных наук – группа последних отличается собственной предметной сферой, соответствующими интересами и методами познания. В отличие от естественных наук, которые обращены к тому, что создано самой природой, и технических наук, обслуживающих предметно-инструментальную деятельность человека, гуманитарные науки обращены к самому человеку— к его сознанию (психология), мышлению (философия, логика), принятым средствам выражения и коммуникации (филология, семиотика) и т. п., гуманитарные науки изучают то, что создано человечеством на протяжении всей его истории в целях организации своей жизни: государство, право, мораль, религия, искусство, бытовые традиции, коммуникационные системы и т.п. К тому же гуманитарные науки оперируют с неизмеримыми объектами – с образами и идеями (от греч. idea — понятия, представления), со смыслами и значениями, с принципами мышления и языками и другими явлениями, которые существенно важны по своим качествам, но не могут быть описаны количественно. Можно спросить, какой образ вдохновил такого-то человека, но нет смысла спрашивать, сколько образов нужно, чтобы его вдохновить.
Различие естественного и гуманитарного знания можно увидеть на таком примере. Физик Исаак Ньютон, как известно, установил закон всемирного тяготения, выражающий количественные соотношения масс, расстояний и сил притяжения. Но было бы странно, если бы культуролог захотел бы охарактеризовать историческое значение этого открытия в количественном выражении: невозможно исчислить отношение между идеями – в данном случае, между научной идеей Ньютона и распространенной в его время системой идей, в русле которых он сделал свое открытие. В то же время гуманитарный подход позволяет выявить в открытии Ньютона то, что принципиально недоступно естественнонаучному знанию, а именно, общий источник его идей, содержащийся в культуре того времени. На него указывает сходство, существующее между ньютоновским способом представления физических объектов, и способом, которым его современник и соотечественник философ Джон Локк строил свои представления о людях как об объектах социальных. В обоих случаях господствующей является идея самостоятельного тела (физического или социального), которое непрерывно движется в законосообразном пространстве мироздания.
Любая из гуманитарных дисциплин движется к пониманию человека на основе изучения своей сферы человеческой деятельности. Наука история учит пониманию людей путем осмысления их общественно значимых поступков и решений. Психологическая наука нацелена на изучение душевных свойств людей, обнаруживаемых в повседневном или экспериментальном проявлении. Группа филологических наук анализирует особенности различных письменных и устных текстов, чтобы через них выйти к пониманию особенностей ума, данный текст создавшего, равно как и к пониманию взаимодействия этого текста с умом, его воспринимающим. Но в целом гуманитарное знание стремится быть синтетичным (греч. synthesis – соединение, составление), потому что наиболее полное понимание смысла культурно значимых явлений в любой области человеческой деятельности возникает тогда, когда удается сконцентрировать на их осмыслении средствами различных гуманитарных наук. К примеру, деятельность выдающегося немецкого гуманиста Мартина Лютера (1483-1546) по реформированию христианства может быть понята при учете его личных качеств – интеллектуального лидера (психология), разносторонне образованного и литературно одаренного человека (филология), – с одной стороны, так и обстоятельств его времени – технологических возможностей, порожденных распространением книгопечатания (история техники) и особенностями исторической ситуации, благодаря которой идеи Лютера получили массовую поддержку (экономика, религиоведение, право и т.п.).
Гуманитарное знание сопрягает в своем составе разнородные исторические, психологические, юридические, литературные и прочие иные факты, строит понимание связей между ними, устанавливает взаимозависимость их смыслов; но оно также требует определенной интуиции, которая всегда необходима там, где речь идет о понимании человека. Эту направленность на познание человека мы наблюдаем во всех отраслях гуманитарного знания — от этнографии до логики, от философии до искусствоведения. Можно сказать, что все они следуют древнегреческой мудрости о человеке: познай себя.
Современная культурная ситуация ставит человека перед трудным интеллектуальным и психологическим выбором, по одну сторону которого — отождествление с только своей локальной (от лат. localis -- местный) культурой, которое порождает опасность сковывающего религиозного, националистического и т. д. фундаментализма (лат. fundamentum – основание), а по другую — вступление в широкий, глобальный и разнокультурный мир современности, в котором опасность безграничного, все обессмысливающего либерализма (лат. liberalis -- свободный) в делах и мыслях не менее велика. Тенденция, однако, такова, что объем глобальной культуры постоянно расширяется, а объем локальной культуры, скорее, сужается: изменения в образе жизни одного поколения происходят теперь так быстро, что события относительно недавнего прошлого требуют разъяснений как факты иной культуры – не очень понятной даже собственным детям (из-за таких культурных разрывов с прошлым локальные молодежные (суб)культуры нередко оказываются крайне ограниченными по своему содержанию). Тем более инокультурными для нашего современника являются системы жизни, существовавшие прежде – в XIX веке и еще раньше. А между тем, все они представлены в современности своим интеллектуальным и художественным наследием, которое невозможно правильно понять без учета инокультурности его происхождения.
Так что, один из драматических выборов современности выглядит так: либо багаж и опыт прошлого будет отброшен новейшим человечеством как непонятный и чужой, либо наш современник будет достаточно образован, чтобы понимать особенности культур, плоды которых оказываются в его руках. Феодальные замки достались нам от средневековых времен. Дворцы аристократов – от Ренессанса и эпохи абсолютных монархий. Романы Бальзака создавались в поле проблем его времени, и совсем другие проблемы были “гвоздем” эпохи, в которой довелось жить Достоевскому. По-разному чувствовали мир и себя в нем современники французских живописцев Пуссена и Ренуара, русских композиторов Глинки и Чайковского, немецких философов Канта и Шеллинга. Соответственно, по-разному должны быть осмыслены нами их творения. Ограниченность рамками одной только краткосрочной собственной культуры делает человека практически неспособным к пониманию существующего разнообразия унаследованного и развивающегося мира. Эта ограниченность удачно выражена шуткой: «Достоевский Ф.М. – это не радиостанция»
“Основные понятия культурологии” являются введением в современную культурологию –общегуманитарную дисциплину, одна из задач которой состоит в том, чтобы выявлять концептуальные связи между специализированными дисциплинами и удерживать целостность гуманитарного знания. С другой стороны, для каждого отдельного студента, изучающего данный курс, теоретическое и историческое ознакомление с принципиальными основами устройства культуры и с различными типами культур, может послужить одним из эффективных способов познания мира, себя и своих отношений с ним.
Настоящее пособие выросло из многолетней практики преподавания культурологии в Одесском национальном политехническом университете.
Выражаю признательность коллегам по кафедре культурологии и искусствоведения ОНПУ, с которыми я обсуждал различные фрагменты книги, а также тем из студентов, которые своим интересом к предмету подталкивали мою мысль к изобретению примеров, улучшению формулировок и объяснений. Это касается и контрольных вопросов, которые были отработаны в ходе многочисленных коллоквиумов по темам, освещенным в пособии.
Особая благодарность Сергею Константиновичу Горяистову (США) за участие в обсуждении основных идей книги и советы в ходе ее написания.
Автор