Библиотека > Типология культур >
Элитарная культура (научное определение)
Элитарная культура (от франц. elite — отборное, выбранное,
лучшее) — субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее
творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и
типологич. разновидностях — фольклору, народной культуре, офиц.
культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной
индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в
постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на
механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой
культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры. В этом отношении Э.к. — характерно маргинальный
феномен в рамках любого истор. или нац. типа культуры и всегда — вторична, производна по отношению к культуре большинства. Особенно
остро стоит проблема Э.к. в об-вах, где антиномия массовой культуры и
Э.к. практически исчерпывает все многообразие проявлений нац. культуры как целого и где не сложилась медиативная («срединная») область
общенац. культуры, составляющая ее осн. корпус и в равной мере противостоящая поляризованным массовой и Э. культурам как ценностносмысловым крайностям. Это характерно, в частности, для культур, обладающих бинарной структурой и склонных к инверсионным формам истор. развития (рус. и типологически ей близкие культуры).
Различаются политические и культурные элиты; первые, называемые также
«правящими», «властными», сегодня, благодаря трудам В. Парето, Г.
Моска, Р. Михельса, Ч.Р. Миллса, Р. Милибанда, Дж. Скотта, Дж. Перри, Д. Белла и др. социологов и политологов, достаточно подробно и глубоко изучены. Гораздо менее исследованы элиты культурные — страты,
объединенные не экон., социальными, полит, и собственно властными
интересами и целями, но идейными принципами, духовными ценностями, социокультурными нормами и т.п. Связанные в принципе сходными (изоморфными) механизмами селекции, статусного потребления,
престижа, элиты полит, и культурные тем не менее не совпадают между
собой и лишь иногда вступают во временные альянсы, оказывающиеся
крайне неустойчивыми и хрупкими. Достаточно вспомнить духовные
драмы Сократа, осужденного на смерть своими согражданами, и Платона, разочаровавшегося в сиракузском тиране Дионисии (Старшем), к-рый взялся реализовать на практике платоновскую утопию «Государства», Пушкина, отказывавшегося «служить царю, служить народу» и тем
самым признавшего неизбежность своего творч. одиночества, хотя в своем роде и царственного («Ты царь: живи один»), и Л. Толстого, стремившегося вопреки своему происхождению и положению выразить «идею
народную» средствами своего высокого и уникального искусства слова,
европ. образованности, изощренной авторской философии и религии.
Стоит упомянуть здесь недолгий расцвет наук и искусств при дворе Лоренцо
Великолепного; опыт высочайшего покровительства Людовика XIV музам,давший миру образцы зап.-европ. классицизма; краткий период сотрудничества просвещенного дворянства и дворянской бюрократии в царствование Екатерины II; недолговечный союз дореволюц. рус. интеллигенции с большевистской властью в 20-е гг. и т.п. , чтобы утверждать разнонаправленный и во многом обоюдооисключающий характер взаимодействующих политических и культурных элит, к-рые замыкают собой
соответственно социально-смысловые и культурно-смысловые структуры об-ва и сосуществуют во времени и пространстве. Это означает, что
Э.к. не является порождением и продуктом полит, элит (как это нередко утверждалось в марксистских исследованиях) и не носит классово-партийного характера, а во многих случаях складывается в борьбе с полит. элитами за свою независимость и свободу. Напротив, логично допустить, что именно культурные элиты способствуют формированию полит. элит (структурно изоморфных элитам культурным) в более узкой
сфере социально-полит., гос. и властных отношений как свой частный
случай, обособленный и отчужденный от целого Э.к.
В отличие от полит, элит, элиты духовные, творческие вырабатывают
собственные, принципиально новые механизмы саморегуляции и ценностно-смысловые критерии деятельностного избранничества, выходящие
за рамки собственно социальных и полит, требований, а нередко сопровождаемые демонстративным уходом от политики и социальных институтов и смысловым противостоянием этим явлениям как внекультурным
(неэстетич., безнравств., бездуховным, в интеллектуальном отношении
бедным и пошлым). В Э.к. сознательно ограничивается круг ценностей,
признаваемых истинными и «высокими», и ужесточается система норм,
принимаемых данной стратой в качестве обязат. и неукоснительных в
сооб-ве «посвященных». Количеств, сужение элиты и ее духовное сплочение неизбежно сопровождается ее качеств, ростом (в интеллектуальном, эстетич., религ., этич. и иных отношениях), а значит, индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко
принципов и форм поведения членов элитарного сооб-ва, становящихся тем самым уникальными.
Собственно ради этого круг норм и ценностей Э.к. становится подчеркнуто высоким, инновативным, что может быть достигнуто различ.
средствами:
1) освоение новых социальных и мысленных реалий как
культурных феноменов или, напротив, неприятие любого нового и «охранение» узкого круга консервативных ценностей и норм;
2) включение
своего предмета в неожиданный ценностно-смысловой контекст, что
придает его интерпретации неповторимый и даже исключит, смысл;
3)
создание новой, нарочито усложненной культурной семантики (метафорич., ассоциативной, аллюзивной, символич. и метасимволич.), требующей от адресата спец. подготовки и необъятного культурного кругозора;
4) выработка особого культурного языка (кода), доступного лишь узкому кругу ценителей и призванного затруднить коммуникацию, воздвигнуть непреодолимые (или максимально сложные для преодоления)
смысловые преграды профанному мышлению, оказывающемуся в принципе неспособным адекватно осмыслить новшества Э.к., «расшифровать» ее смыслы; 5) использование нарочито субъективной, индивидуально-творч., «остраняющей» интерпретации обычного и привычного,
что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас худож.) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в Э.к. ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности. Благодаря своей смысловой и функциональной «закрытости», «узости», обособленности от целого нац. культуры, Э.к. превращается нередко в разновидность (или подобие) тайного, сакрального, эзотерич. знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов,
«служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и
поэтизируется в Э.к.
Историч. происхождение Э.к. именно таково: уже в первобытном социуме жрецы, волхвы, колдуны, племенные вожди становятся привилегированными обладателями особых знаний, к-рые не могут и не должны предназначаться для всеобщего, массового пользования. Впоследствии подобного рода отношения между Э.к. и культурой массовой в той
или иной форме, в частности секулярной, неоднократно воспроизводились (в разл. религ. конфессиях и особенно сектах, в монашеских и духовно-рыцарских орденах, масонских ложах, в ремесленных цехах, культивировавших проф. мастерство, в религиозно-филос. собраниях, в литературно-худож. и интеллектуальных кружках, складывающихся вокруг
харизматич. лидера, ученых сооб-вах и научных школах, в полит, объединениях и партиях, — в том числе особенно тех, что работали конспиративно, заговорщицки, в условиях подполья и т.д.). В конечном счете
формировавшаяся таким образом элитарность знаний, навыков, ценностей, норм, принципов, традиций была залогом утонченного профессионализма и глубокой предметной специализированное™, без к-рых в
культуре невозможны истор. прогресс, постулат, ценностно-смысловой
рост, содержат, обогащение и накопление формального совершенства, —
любая ценностно-смысловая иерархия. Э.к. выступает как инициативное
и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно
творч. функцию в ней; в то время как массовая культура шаблонизирует, рутинизирует, профанирует достижения Э.к., адаптируя их к восприятию и потреблению социокультурным большинством об-ва. В свою очередь, Э.к. постоянно высмеивает или обличает массовую культуру, пародирует ее или гротескно деформирует, представляя мир массового об-ва
и его культуры страшным и уродливым, агрессивным и жестоким; в этом
контексте судьбы представителей Э.к. рисуются трагич., ущемленными,
сломанными (романтич. и постромантич. концепции «гения и толпы»;
«творч. безумия», или»священной болезни», и обыденного «здравого
смысла»; вдохновенного «опьянения», в т.ч. наркотического, и пошлой
«трезвости»; «праздника жизни» и скучной повседневности).
Теория и практика Э.к. расцветает особенно продуктивно и плодотворно на «сломе» культурных эпох, при смене культурно-истор. парадигм, своеобразно выражая кризисные состояния культуры, неустойчивый баланс между «старым» и «новым», Сами представители Э.к. осознавали свою миссию в культуре как «застрельщики нового», как опережающие свое время, как творцы, не понятые своими современниками
(таковы, к примеру, в своем большинстве романтики и модернисты —
символисты, культурные деятели авангарда и проф. революционеры,
осуществлявшие культурную революцию). Сюда же относятся «начинатели» масштабных традиций и создатели парадигм «большого стиля»
(Шекспир, Гёте, Шиллер, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Горький, Кафка и т.п.). Эта т. зр., во многом справедливая, не была, впрочем, единственно возможной. Так, на почве рус. культуры (где обществ, отношение к Э.к. было в большинстве случаев настороженным или даже неприязненным, что не способствовало даже относит, распространению Э.к.,
по сравнению с Зап. Европой) родились концепции, трактующие Э.к.
как консервативный уход от социальной действительности и ее злободневных проблем в мир идеализированной эстетики («чистое искусство»,
или «искусство для искусства»), религ. и мифол. фантазий, социально-полит. утопий, филос. идеализма и т.п. (поздний Белинский, Чернышевский, Добролюбов, М. Антонович, Н. Михайловский, В. Стасов, П. Ткачев и др, радикально-демократич. мыслители). В этой же традиции Писарев и Плеханов, а также стоявший несколько особняком Ап. Григорьев
трактовали Э.к. (в том числе «искусство для искусства») как демонстративную форму неприятия социально-полит, действительности, как выражение скрытого, пассивного протеста против нее, как отказ участвовать в обществ. борьбе своего времени, усматривая в этом и характерный истор. симптом (углубляющийся кризис), и выраженную неполноценность самой Э.к.
(отсутствие широты и истор. дальновидности, обществ, слабость и бессилие
воздействовать на ход истории и жизнедеятельность масс).
Теоретики Э.к. — Платон и Августин, Шопенгауэр и Ницше, Вл. Соловьев и Леонтьев, Бердяев и А.Белый, Ортега-и-Гассет и Беньямин,
Гуссерль и Хайдеггер, Манхейм и Эллюль — различно варьировали тезис
о враждебности демократизации и омассовления культуры ее качеств.
уровню, ее содержательности и формальному совершенству, творч. поиску и интеллектуальной, эстетич., религ. и иной новизне, о неизбежно
сопровождающей массовую культуру шаблонности и тривиальности
(идей, образов, теорий, сюжетов), бездуховности, об ущемлении творч.
личности и подавлении ее свободы в условиях массового об-ва и механич. тиражирования духовных ценностей, расширения индустриального производства культуры. Эта тенденция — углубления противоречий
между Э.к. и массовой — небывало усилилась в 20 в. и инспирировала
множество острых и драматич. коллизий (ср., напр., романы: «Улисс»
Джойса, «В поисках утраченного времени» Пруста, «Степной волк» и
«Игра в бисер» Гессе, «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус» Т. Манна,
«Мы» Замятина, «Жизнь Клима Самгина» Горького, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Котлован» и «Чевенгур» Платонова, «Пирамида» Л.
Леонова и др.). Одновременно в истории культуры 20 в. немало примеров, ярко иллюстрирующих парадоксальную диалектику Э.к. и массовой:
их взаимопереход и взаимопревращения, взаимовлияния и самоотрицание каждой из них.
Так, напр., творч. искания разл. представителей культуры модерна
(символистов и импрессионистов, экспрессионистов и футуристов, сюрреалистов и дадаистов и т.п.) — и художников, и теоретиков направлений, и философов, и публицистов — были направлены на создание уникальных образцов и целых систем Э.к. Многие формальные изыски носили экспериментальный характер; теор. манифесты и декларации обосновывали право художника и мыслителя на творч. непонятость, отделенность от массы, ее вкусов и потребностей, на самоценное бытие
«культуры для культуры». Однако по мере того, как в расширяющееся
поле деятельности модернистов попадали предметы повседневности,
житейские ситуации, формы обыденного мышления, структуры общепринятого поведения, текущие истор. события и т.п. (пусть и со знаком
«минус», как «минус-прием»), модернизм начинал — невольно, а затем и
сознательно — апеллировать к массе и массовому сознанию. Эпатаж и
ерничество, гротеск и обличение обывателя, буффонада и фарс — это такие же законные жанры, стилевые приемы и выразит, средства массовой
культуры, как и обыгрывание штампов и стереотипов массового сознания, плакат и агитка, балаган и частушка, декламация и риторика. Стилизация или пародирование банальности почти неотличимы от стилизуемого и парадируемого (за исключением иронич. авторской дистанции и
общего смыслового контекста, остающихся практически неуловимыми
для массового восприятия); зато узнаваемость и привычность пошлости
делает ее критику — высокоинтеллектуальную, тонкую, эстетизированную — мало понятной и эффективной для основной массы реципиентов
(к-рые не способны отличить насмешку над низкопробным вкусом от
потакания ему). В рез-те одно и то же произведение культуры обретает
двойную жизнь с разл. смысловым наполнением и противоположным
идейным пафосом: одной стороной оно оказывается обращено к Э.к.,
другой — к массовой культуре. Таковы многие произведения Чехова и
Горького, Малера и Стравинского, Модильяни и Пикассо, Л. Андреева
и Верхарна, Маяковского и Элюара, Мейерхольда и Шостаковича, Есенина и Хармса, Брехта и Феллини, Бродского и Войновича. Особенно
противоречива контаминация Э.к. и массовой культуры в культуре постмодерна; напр., в таком раннем феномене постмодернизма, как поп-арт,
происходит элитаризация массовой культуры и одновременно — омассовление элитарности, что дало основание классику совр. постмодерна
У. Эко охарактеризовать поп-арт как «низкобровую высокобровость»,
или, наоборот, как «высокобровую низкобровость» (по-англ.: Lowbrow
Highbrow, or Highbrow Lowbrow).
He меньше парадоксов возникает при осмыслении генезиса тоталитарной культуры, к-рая, по определению, является культурой массовой
и культурой масс. Однако по своему происхождению тоталитарная куль-тура коренится именно в Э.к.: так, Ницше, Шпенглер, Вейнингер, Зомбарт, Юнгер, К. Шмитт и др. философы и социально-полит, мыслители,
предвосхитившие и приблизившие к реальной власти герм. нацизм, принадлежали безусловно к Э.к. и были в ряде случаев превратно и искаженно поняты своими практич. интерпретаторами, примитивизированы,
упрощены до жесткой схемы и незамысловатой демагогии. Аналогичным
образом обстоит и с коммунистич. тоталитаризмом: и основоположники
марксизма — Маркс и Энгельс, и Плеханов, и сам Ленин, и Троцкий, и
Бухарин — все они были, по-своему, «высоколобыми» интеллектуалами
и представляли весьма узкий круг радикально настроенной интеллигенции. Более того, идеол. атмосфера социал-демократич., социалистич.,
марксистских кружков, затем строго законспирированных партийных
ячеек строилась в полном соответствии с принципами Э.к. (только распространенными на полит, и познават. культуру), а принцип партийности предполагал не просто избирательность, но и довольно строгий отбор ценностей, норм, принципов, концепций, типов поведения и пр.
Собственно, сам механизм селекции (по расовому и нац. признаку или по
классово-полит.), лежащий в основании тоталитаризма как социокультурной системы,фожден Э.к., в ее недрах, ее представителями, а позднее
лишь экстраполирован на массовое об-во, в к-ром все, признаваемое целесообразным, воспроизводится и нагнетается, а опасное для его самосохранения и развития, — запрещается и изымается (в том числе средствами насилия). Т.о., тоталитарная культура первоначально возникает
из атмосферы и стиля, из норм и ценностей элитарного кружка, универсализируется в качестве некоей панацеи, а затем насильственно навязывается об-ву в целом как идеальная модель и практически внедряется в
массовое сознание и обществ, деятельность любыми, в том числе внекультурными, средствами.
В условиях посттоталитарного развития, а также в контексте зап. демократии феномены тоталитарной культуры (эмблемы и символы, идеи
и образы, концепции и стиль социалистич. реализма), будучи представлены в культурно-плюралистич. контексте и дистанцированы совр. рефлексией — чисто интеллектуальной или эстетической, — начинают функционировать как экзотич. компоненты Э.к. и воспринимаются поколением, знакомым с тоталитаризмом лишь по фотографиям и анекдотам,
«остранненно», гротескно, ассоциативно. Компоненты массовой культуры, включенные в контекст Э.к., выступают как элементы Э.к.; в то время как компоненты Э.к., вписанные в контекст культуры массовой, становятся составляющими масскульта. В культурной парадигме постмодерна компоненты Э.к. и массовой культуры используются в равной мере
как амбивалентный игровой материал, а смысловая граница между массовой и Э.к. оказывается принципиально размытой или снятой; в этом
случае различение Э.к. и культуры массовой практически утрачивает
смысл (сохраняя для потенциального реципиента лишь аллюзивное значение культурно-генетического контекста).