Библиотека > Типология культур >
Массовая культура
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — своеобразный феномен социальной дифференциации совр. культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений М.к. встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная М.к. зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обв в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиц. обыденной культуры доиндустриального
типа, развития техн. средств тиражирования и трансляции информации
и т.п. Особое место в жизни совр. сооб-в М.к. заняла в рез-те процессов
социокультурной модернизации вт. пол. 20 в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информ.) этапу технол. развития.
Если в традиц. сооб-вах задачи общей инкультурации личности человека решались преимущественно средствами персонализированной трансляции норм мировоззрения и поведения от обучающего к обучаемому, причем в содержании транслируемого знания особое место занимал личный
жизненный опыт воспитателя, то на стадии сложения нац. культур возникает необходимость в радикальной институционализации и универсализации содержания транслируемого социального опыта, ценностных ориентаций, паттернов сознания и поведения в нац. масштабе, в формировании
соответствующих обшенац. (а позднее и транснациональных) норм и стандартов социальной и культурной адекватности человека, инициировании
его потребит, спроса на стандартизированные формы социальных благ и
атрибутов престижности, в повышении эффективности работы механизмов
социальной регуляции посредством управления интересами и предпочтениями людей в масштабе социальных страт и целых наций и т.п. Это в свою
очередь потребовало создания канала трансляции социально значимой информации максимально широким слоям населения, смысловой адаптации
и «перевода» этой информации с языка специализированных областей познания и социокультурной практики на языки обыденного понимания неподготовленных к тому людей, а также манипулирования сознанием массового потребителя в интересах «производителя» этой информации. Реализатором такого рода задач и стала М.к.
Среди основных направлений и проявлений совр. М.к. можно выделить
следующие:
— индустрия «субкультуры детства» (детская лит-ра и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и др. организации, технологии коллективного воспитания и т.п.), преследующая цели явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и паттернов личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном сооб-ве;
— массовая общеобразоват. школа, тесно коррелирующая с целевыми установками «субкультуры детства», приобщающая учащихся к основам научных знаний, филос. и религ. представлений об окружающем
мире, к истор. социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;
— средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку
смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер обществ, практики и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМ И «заказчика», т.е. фактически формирующие обществ.
мнение по тем или иным проблемам в интересах данного «заказчика»;
— система нац. (гос.) идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеол.
ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая полит, благонадежность и желат. электоральное
поведение людей, «мобилизационную» готовность об-ва и т.п.;
— массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерич.
«патриотизм», социальная демагогия, квазирелиг. и паранаучные учения,
кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций («наши — не наши»), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастич. объяснениям
(«мировой заговор», «поиски инопланетян» и т.п.), что в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рац. постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
— массовые полит, движения (политико-идеол. партийные и молодежные организации, массовые полит, манифестации, демонстрации,
пропагандистские компании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые полит, акции
широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им полит. программ, на поддежку к-рых их мобилизуют методом нагнетания
коллективного полит, или националистич. психоза;
— система организации и стимулирования массового потребит, спроса
(реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребит.
ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в обществ, сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы «элитных» образцов, управляющих спросом рядового потребителя на предметы
потребления и модели поведения, превращающая процесс безостановочного потребления разл. социальных благ в самоцель существования;
— индустрия формирования имиджа и «улучшения» физич. данных
индивида (массовое физкульт. движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физич. реабилитации, сфера мед. услуг и фармацевтич. средств изменения внешности, пола и т.п). являющаяся специфич. областью общей индустрии услуг, стандартизирующая
физич. данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж,
гендерный спрос и пр. или на основании идеол. установок властей на
формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физич. подготовленностью;
— индустрия досуга, включающая в себя массовую худож. культуру
(приключенч., фантастич. и «бульварная» лит-ра, аналогичные «развлекат.» жанры кино, карикатура и комиксы в изобразит, искусстве, оперетта, эстрадная, рок- и поп-музыка, эстрадная хореография и сценография,
конферанс и прочие «разговорные» жанры эстрады, синтетич. виды шоу-
индустрии, худож. кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т.п.), массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, стриптиз и иные виды эротич. шоу, индустрия курортных и «культурно»-туристич. услуг, проф. спорт
(как зрелище) и т.п., являющаяся во многих отношениях эквивалентом
«субкультуры детства», только оптимизированным под вкусы и интересы
взрослого или подросткового потребителя, где используются техн. приемы
и исполнит, мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного,
инфантилизированного смыслового и худож. содержания, адаптированного к невзыскат. интеллектуальным и эстетич. запросам массового потребителя, используются средства техн. тиражирования этой продукции и ее «доставки на дом» потребителю посредством электронных СМИ и достигается эффект психол. релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомит, ритмикой социальных процессов повседневности, а также
ряд иных, более частных направлений М.к.
В отеч. обществ, сознании сложилось стереотипное представление о
М.к. как о явлении исключительно зап. (преимущественно амер.) происхождения. В действительности и осн. массив советской офиц. культуры
(«социалистической по содержанию») вполне соответствует критериям
М.к., но только специфич. «тоталитарного» типа, ориентированной на политико-идеол. манипулирование сознанием людей, социальную демагогию
в виде непосредств. агитации и пропаганды информ., худож. и иными средствами, на инициирование «мобилизационных» и милитаристских настроений в об-ве, революц. мифологию «социальной аскезы» и т.п.
Хотя М.к. безусловно является откровенно инфантильным «эрзац-продуктом» специализированных областей культуры, тем не менее этот феномен порождается очень важными объективными процессами общей социокультурной трансформации сооб-в, при к-рых социализирующая и инкультурирующая функции традиц. обыденной культуры, основывающейся
на обобщенном социальном опыте доиндустриальной эпохи, утрачивает
методич. эффективность и содержат, актуальность. При этом М.к. фактически принимает на себя функции первичной (неспециализированной) инкультурации личности и, вполне вероятно, представляет собой некое эмбриональное проявление созревающей обыденной культуры нового типа,
аккумулирующей социальный опыт жизнедеятельности на индустриальном
и постиндустриальном этапах социальной эволюции, разумеется, еще не
прошедшей процесса истор. селекции, аксиологизации наиболее эффективных и отбраковывания социально неприемлемых черт и форм.