Библиотека > Типология культуры >
Проблема "Восток-Запад" в культурологии
Современная "западная" цивилизация во многих отношениях явилась преемственницей
греко-романской античной культуры, которая издавна противопоставляла себя так
называемому Востоку, т.е. всему тому, что лежало за ее восточными пределами.
С тех пор представления о "Востоке", с теми или иными вариациями,
как о совершенно ином мире, сохраняются и до наших дней.
Одно из наглядных доказательств этого - существование такой специфической и
многоотраслевой науки, как востоковедение.
И в самом деле, при знакомстве с восточными странами даже человеку непосвященному
бросается в глаза их своеобразие и непохожесть на то, что мы привыкли наблюдать
в Европе или Америке. Здесь все иное: и архитектура, и одежда, и еда, и
образ жизни, и искусство, и строй языка, и письменность, и фольклор, одним словом,
наиболее очевидные слагаемые всякой культуры. Правда, для европейского глаза
Восток предстает как нечто однородно "восточное", хотя в действительности различия
между странами этого региона порой весьма велики. В России о различиях между Востоком
и Западом писал еще П.Я. Чаадаев: "Сосредотачиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе,
созидался человеческий ум на Востоке; раскидываясь вовне, излучаясь во все стороны,
борясь со всеми препятствиями, развивается он на Западе"'.
В художественной литературе XX в.
наиболее ярким выразителем идеи о несовместимости западной и восточной культур
стал известный английский писатель Редьярд Киплинг (1865-1936),
творчество которого в значительной мере было призвано показать,
что Восток есть Восток, а Запад есть Запад и что им никогда не понять друг друга.
Правда, это последнее утверждение ныне опровергается самой жизнью.
Различия между Востоком и Западом хотя и сглаживаются под напором современной
технотронной цивилизации, но пока еще остаются весьма значительными.
Это не в последнюю очередь объясняется и определенным "восточным" типом мышления,
тесно связанным с восточными религиями, которые, за исключением ислама,
представляются более веротерпимыми, более склонными к пантеизму, т.е.
обожествлению природы, и более "вписанными" в саму материю культуры.
На Востоке, в частности в Индии, религия и культура практически совпадали на протяжении
тысячелетий. "Восточные религии, - пишет Б.С. Ерасов, - представляют собой социокультурный
комплекс, совмещающий в себе не только собственно сакральные представления,
верования и ритуалы, но также нормативную мораль, право, эстетику, социальные учения,
а вместе с тем и соответствующие институты различной степени сакрализации,
регулирующие отношения между верующими по поводу духовных факторов".
Для восточного человека, в отличие от европейца, характерны: большая интроверсия,
т.е. сосредоточенность на самом себе и собственной внутренней жизни;
меньшая склонность к восприятию противоположностей, которые нередко отрицаются;
большая вера в совершенство и гармонию окружающей Вселенной, а
отсюда и ориентация не на ее преобразование, а на приспособление к некоему
"космическому ритму".
Еще в конце XIX в. один из наиболее ярких борцов за
индийскую духовную самобытность и одновременно знаток западноевропейской культуры
Свами Вивекананда (1863-1902) утверждал, например, что Индия "должна научиться у
Европы, как покорять внешнюю природу, а Европа должна узнать от Индии,
как покорять природу внутреннюю". В Индии преуспели в развитии одной
фазы человека, на Западе - другой, и поэтому необходимо соединение обеих.
В целом, несколько схематизируя, восточный тип мышления по отношению
к окружающему миру более пассивен, более уравновешен, более независим
от внешней среды и ориентирован на единство с природой.
Можно подозревать, что именно эти "компенсационные" качества восточного
мировосприятия в наше бурное время стали причиной наблюдаемого ныне
в Европе, Америке, а в последнее время и в нашей стране, увлечения восточными религиями,
йогой и другими подобными верованиями, направленными не на "покорение" природы,
а на освоение тайн самого человека.