Библиотека > Введение в культурологию >
Культурология - продукт современной культуры
Культурология - продукт современной культуры.
Было бы странно считать, что проблемы культуры не исследовались наукой, пока не
было произнесено слово "культурология". Шаманизм в этнографии, рыцарство в
истории, влияние Байрона и Пушкина в литературоведении, конфликт "жизни" и
"культуры" в социологии Зиммеля - что это все, как не проблемы культуры? Но
кажется, что объединение подобных тем в рамках единой науки - едва ли возможно и
целесообразно. Что же в таком случае является "оправданием" культурологии,
богато представленной сегодня в виде образовательных программ, учебников,
лекционных курсов, журнальных публикаций?
Оправдание находится довольно простое. После крушения советского марксизма
образовался "идейный вакуум" и именно культурология в силу своей всеохватности и
расплывчатости является наиболее подходящим кандидатом на замещение "вакантного
места". Но не только Россия - все мировое сообщество, которое, хочет оно того
или нет, двигается по пути глобализации, нуждается сегодня в общеобразовательной
дисциплине, которая давала бы представление о множественности культур и
создавала бы основу для широкого гуманитарного общения людей различных рас,
сословий и конфессий. Эта дисциплина должна формировать у молодежи образ
общечеловеческой культуры, который затем конкретизируется в соответствии с
национальной системой ценностей. Эта дисциплина, очевидно, не может иметь четко
очерченного "корпуса знаний", ей должны быть свойственны либеральность,
плюрализм оценок и мнений, этико-педагогическая ориентация и вместе с тем -
связность, образность, опора на яркие факты мировой культуры. Этим требованиям
удовлетворяет культурология.
Тенденция к формирования культурологии как особой отрасли в гуманистике имеет
место и на Западе. По-видимому, сами новые условия выработки и синтеза знаний с
помощью "Интернет", возникновения мирового сообщества ученых приводят к стиранию
дисциплинарных границ в социо-гуманитарной сфере, к выработке широкого взгляда
на культуру, компенсаторного по отношению к процессу дробления и специализации
наук.
Мы не "строим" культурологию, а просто фиксируем факты "социологизации" и
"психологизации" истории, популяризации "комплексного подхода", при котором
театр, скажем, изучается не только в искусствоведческом плане, но и в планах
национального менталитета, групповой психологии, развития массовых коммуникаций,
форм общественного диалога с политической, этической, педагогической точек
зрения. Такой подход удобно назвать "культурологическим". Его бросающаяся в
глаза особенность - осознание "контекстуальности" научных и философских теорий,
всякого знания. Если в недавнем прошлом философию, как и химию, изучали
независимо от того, где, в какой стране они развивались, то сегодня мы все яснее
осознаем, что философия и наука, равно как и другие формы сознания, не являются
продуктами "голого", "неукорененного" интеллекта. Они суть одушевленные "голоса"
- страны, эпохи, мыслящей элиты. Философия Канта - это не очередной продукт
"философского производства", а симптом трансформаций коллективного разума,
обусловленных его внутренними интенциями и социо-культурным контекстом. Как ни
парадоксально, но именно глобализация науки, выработка единых мировых стандартов
исследования приводит к "культурологизации" - не только социо-гуманитарных, но и
естественных наук. Физика, астрономия, химия приобретают культурологическую
направленность, когда их рассматривают в качестве элементов "национального
образа мира".
Проблемы культуры изучались во всех странах в соответствии с их научными
традициями, особыми проблемами и идеологиями.
В Германии они ставились в широком философском контексте. Больше всего немецких
философов интересовал человеческий разум и то, как он проявляется в природе,
истории, науке, искусстве, религии. Немцы хотели, можно сказать, "понять разум -
разумом", но не преуспели в этом. Ведь именно в Германии Кантом были впервые
провозглашены "границы чистого разума". Немецкие философы особенно резко
возражали против использования естественно-научной методологии в исторических
науках, именно они провели четкую грань между науками о природе и науками о
культуре - на том основании, что понимание природы связано с познанием законов,
а понимание культуры - с отнесением культурных явлений к ценностям.
В Англии "чистый разум" никогда не имел столь высоких притязаний, как в
Германии, привычно отступая перед обычаем, "политическим разумом" и здравым
смыслом. Эмпирическая, практическая направленность ума характерна для британских
ученых. Задачи управления колониями, народами, душу которых англичане никогда не
стремились глубоко понять, ("Запад есть Запад - Восток есть Восток"), направляли
внимание английских обществоведов на изучение регулятивных принципов,
институтов, служащих основой социального порядка и управления.
В США с их пестрым национальным составом, обострившейся классовой проблемой, а
также в связи с их усилившейся мировой эмансипацией многие исследования
приобрели этнопсихологическую направленность. Американские этнологи и
антропологи выступали против расизма, в защиту свобод личности и прав малых
народов. Их интересовали своеобразие этнических культур, контакты между ними,
положение человека "на рубеже культур". В центре внимания оказывались, с одной
стороны, устойчивое бессознательное "ядро" культуры, укорененное в личности, а с
другой - технологичность и адаптивность культуры, как социальной системы, ее
связь с природной средой, хозяйством и витальными потребностями человека.
Об осмыслении проблем культуры в России следует говорить особо. В конце прошлого
века у нас появилось немало философских и социологических работ, посвященных
специально этим проблемам. Для русской социологии особенно характерно
этико-субъективное, культурологическое направление, в котором анализ социальных
отношений сочетаются с литературной критикой, эзоповским толкованием
отечественной злобы дня, острыми выпадами против политиков и писателей,
непринужденной беседой с читателем. Изучать историю социологии и культурологии в
России вряд ли можно, игнорируя работы Чернышевского, Лаврова, Михайловского,
Плеханова, Ленина. Но кто они такие? Ученые, морализирующие публицисты или
философствующие политики? Русским людям свойственны синкретизм, конкретность,
образность, диалогичность мышления, а также "всеотзывчивость", любопытство,
любовь к тайнам и запретным знаниям. Поэтому русские хотели понять жизнь, да и
самих себя - не разумом, а сердцем. ("Умом Россию не понять...") Да и вообще,
ничего нельзя понять только умом.
Вопросы культуры обсуждались в России не
столько учеными - специалистами, сколько поэтами, писателями и литературными
критиками. Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Салтыков-Щедрин, Белинский,
Герцен, Блок, Бунин, Булгаков, Платонов - вот наши лучшие культурологи,
философы, социологи, психологи. Уже многими на Западе признано, что глубина
проникновения русских писателей в душевные порывы, в суть человеческих
отношений, в смысл истории, в феномен всечеловеческого единства - ничуть не
меньше, чем профессиональных ученых - социологов и гуманитариев. Литература в
России никогда не была просто беллетристикой, она постоянно оперировала
политико-религиозными, этико-философскими идеями и, если уж говорить о
воздействии на социальные процессы, то русская классическая литература была во
много раз более действенна, чем социология и философия. Достаточно вспомнить
В.И. Ленина: "Чернышевский всего меня "перепахал". Он имел в виду роман "Что
делать"? Да и в наши дни написанный в художественно-публицистической манере
"Архипелаг ГУЛАГ" сделал больше для крушения коммунистической системы, чем сотни
книг западных ученых-советологов.
Впрочем, в России были специализированные,
выдержанные в научном жанре размышления о культуре. Можно упомянуть здесь
Страхова, Леонтьева, но на первое место нужно поставить Н.Я. Данилевского, его
фундаментальный труд - "Россия и Европа". Несмотря на отсутствие
методологической строгости, эта работа отличается огромным богатством идей,
многие из которых впервые высказаны. Именно Данилевского и Шпенглера следует
считать классиками, зачинателями культурологии, разработчиками
"культурологического дискурса", несмотря на многие справедливые замечания по
поводу логической невыдержанности и фактической необоснованности многих их
суждений.
Человек, мало знакомый с науковедением, может считать, что некая концепция или
идея являются либо научными, либо ненаучными, и что сама культурология, если она
хочет иметь хоть какую-то ценность, должна обязательно быть наукой. Такому
человеку наука представляется в виде законченной идеальной схемы, в которой нет
никаких противоречий: объективно-беспристрастное исследование мира,
универсальный для всех ученых чисто познавательский мотив деятельности, четкая
договоренность о значении всех терминов и понятий, фактическая обоснованность и
логическая строгость суждений, признание единой для всех истины и т.п. При таком
видении науки упускают из виду, что она является культурно-историческим,
коммуникативным феноменом, творится в процессе диалога, подвержена воздействию
многих "вненаучных" субъективных и объективных факторов. Представление о
"чистой" науке, развивающейся вне политики, этики, экономики - является мифом.
Поучительно проследить судьбы науки в тоталитарных, политизированных и
идеологизированных обществах, где обостряется противоречие между познавательным
интересом и социальным заказом, стремлением к истине - и идеологическим
императивом, коммуникацией по поводу истины - и той, которая имеет целью
доказать правоту партии или доктрины.
В таком обществе ученый находится в
трудном положении. Он разрывается между желанием продолжить свободное движение
своей мысли и необходимостью считаться с "правилами игры", принятыми в его
стране. Ученый хочет выжить как человек и гражданин, сохранить право работать в
науке, не оттолкнуть учеников, не способных еще воспринимать научные идеи иначе,
чем в идеологическом обрамлении. Но при этом он хочет сохранить разум свободным,
оставаться ученым, искателем истины. Стремясь разрешить подобные противоречия,
мысль выбирает иногда запутанные, компромиссные пути, а нередко вырывается за
рамки науки - в искусство, публицистику. В Советском Союзе идеология
господствовала в гуманитарных науках и подбиралась даже к тому, чтобы "подмять"
под себя физику, биологию, химию. Централизованное управление, интеллектуальный
уровень партийных руководителей, статусные различия в сообществе ученых во
многом определяли приоритеты, уровень, темпы развития науки, ее
социо-гуманитарной сферы. В кругах партийных идеологов, да и в массах, было
распространено обыденное понимание культуры, которая трактовалась как
"культурность", творчество в области литературы и искусства, организованное
просвещение народа и четко отграничивалось от политики, экономики, религии.
Термины "культурология" и "социология" считались идеологически неприемлемыми.
Понятие "культура" не вписывалось в систему понятий советского марксизма.
Философы говорили о "культурной надстройке", "формах общественного сознания", но
не о саморазвивающейся системе ценностей и значений, не о "пространстве
смыслов", которое с материалистической точки зрения представляется фиктивным.
Если и допускалась "теория культуры", то, как нечто вроде науки о хороших
манерах, не имеющей прямого отношения к идеологии. Такой взгляд на культуру был,
в какой-то степени "на руку" советским культурологам, которые, не привлекая к
себе внимания "начальства" могли относительно свободно работать, не обязательно
при этом прикрываясь жанром "критики буржуазной философии".
Общие
философско-социологические проблемы культуры и связанные с ними проблемы
личности стали раньше и глубже разрабатываться советскими философами,
этнографами, историками, чем, скажем, проблемы экономики, политики, права и даже
морали, где мертвящее влияние идеологии было максимальным. Трудность была,
однако в том, что теоретическая культурология опиралась на эволюционизм,
структурно-функциональный, психоаналитический и экзистенциалистский методы,
которые считались формально несовместимыми с марксистским историзмом. На самом
деле, при известной ловкости автора и благожелательности коллег не так уж трудно
было в годы застоя замаскировать эти "буржуазные" методы "под марксизм", чем не
без успеха занимался автор этих строк в книге "Культура и личность" (Лг, Наука,
1972). Однако, был "пойман с поличными" ("Методологические проблемы изучения
культуры". По поводу книги Е.В.Соколова "Культура и личность", Журн.
"Социологические исследования" N1, 1974).
Рецензенты обвинили автора книги в
том, что он "некритически заимствует буржуазную терминологию", "сглаживает
различие между марксизмом и немарксистскими подходами", интерпретирует классовую
борьбу в культуре как игру, а саму культуру ставит "над обществом", не
оговаривая, является ли оно буржуазным или социалистическим, "запутывает то, что
всем ясно", и т.п. Рецензия могла бы послужить началом полезной дискуссии, но
она была написана "по заказу" авторитетных органов и обсуждению не подлежала.
"Борьба за чистоту теории" в науке является антинаучным приемом. Нет "чистых" и
"не чистых" теорий. Всякая теория - неполна, "не чиста", и, пытаясь расширить
свою предметную область, неизбежно ассимилирует элементы других теорий. И
марксизм, будучи богатой и жизнеспособной теорией, вполне мог бы ассимилировать
элементы фундаментализма, психоанализа, семиотики, что и происходило на Западе
не без пользы для дела.