Библиотека > Введение в культурологию >
Культура как виртуальная реальность и три ветви культурологии
В принципе, возможно рассмотрение культуры под разными углами зрения в форме
различных дискурсов. Для каждого дискурса характерно особое видение культурной
реальности. Переход к дискурсному пониманию культурологии влечет за собой особое
понимание его предмета, то есть культуры, которая оказывается не опредмеченной и
завершенной, а виртуальной реальностью, выстраиваемой каждый раз по особым
правилам и с особыми целями. Существенно разграничение трех видов дискурса,
относящихся к прошлому, настоящему и будущему и соответственно, трех видов
культурологии - ретроспективной, презентивной и перспективной.
Культура прошлого - предмет ретроспекции - для нашего наивного взгляда кажется
чем-то вполне определенным, состоявшимся. Если уже не ощутимой сегодня, то
материализовавшейся в прошлом. Кажется, что лишь о прошлой культуре можно
говорить, как о предмете науки: ведь настоящее еще только строиться, а будущего
просто нет. Но "твердая реальность" прошлого во многом - мнимая. Во-первых, нам
известны лишь документы древности. Но они постоянно вновь и вновь
интерпретируются в свете открытий современного жизненного опыта. Во-вторых,
экзистенциальные, то есть глубинно-психологические мотивы ретроспективной
культурологии основаны на "уважении к минувшему", на культе почивших предков, на
идеализации исторических событий, личностей, которые приобретают то героические,
то "сатанинские" черты. Многоразовое осмысление в прошлом делает его все более
связанным, монолитным. Ретроспективная культурология является по преимуществу
синтезирующей, типологизирующей и индивидуализирующей. "Живая жизнь" часто не
оставляет ни времени, ни сил для ее осмысления. К тому же, "злоба дня", т.е.,
мощные, но поверхностные веяния, отвлекают внимание от главного.
Ретроспективная культурология, выходящая за рамки науки в мифологию,
историографию, романистику - "оформляет" культуру прошлого в виде четко
очерченных культурно-исторических типов, эпохальных событий, великих
исторических личностей.
Вторая - "презентативная" ветвь культурологии имеет совершенно иные
экзистенциальные, интеллектуальные и социальные истоки. По отношению к
настоящему мы чувствуем себя победителями или жертвами, питаем к нему любовь,
гордость, ненависть, презрение. Если мы хотим понять в какой культуре мы живем,
мы не только должны черпать информацию из книг и разговоров, но должны
участвовать в общественной жизни своими личными решениями и поступками. Мы
имеем, как правило, некоторое схематическое видение настоящего, которое обычно
сопоставляем с прошлым или с картинами жизни иных культур. Но мы сознаем его
приблизительность. Выстраивание образа современной культуры неотторжимо от
процесса жизни и самореализации личности - политика, романиста, философа. Уже
вступление в брак, публикация книги, избрание в политический орган меняют
представление человека и о себе, и о культуре. Картина культуры рисуется
усилиями многих лиц, которые спорят, разоблачают или хвалят друг друга, о многом
умалчивают и многое искажают. Выработка образа культуры приобретает черты
напряженного диалога и идеологической борьбы.
Современная культура есть, казалось бы, самая "жесткая" реальность, не считаться
с которой - невозможно. Но она кажется очень рыхлой, неоформленной по сравнению
с прошлым, где все было четко, ясно, все расставлено по местам. Повседневность
часто кажется "пустой", неполноценной - много времени "пропадает зря". Но как
понять такое самочувствие? Видимо, существует представление о неком "фокусе
жизни", полноценном бытие, которого никто не достигает. Все, что делаешь,
кажется эфемерным, незавершенным, недодуманным. И чем значительней социальная
роль личности, тем сильнее впечатление "неполноты бытия". Есть какое-то странное
противоречие между активной и созерцательной жизнью ("vita activa" и "vita
contomplativa") о котором много спорили средневековые философы. Практическая
жизнь - это максимальная вовлеченность, зримые, но малые по вселенским масштабам
- результаты. Созерцательная жизнь - это отстраненность, незримые, но, возможно,
эпохальные результаты. Активно живущий человек "теряет себя". Созерцающий - себя
находит, ибо только он способен глубоко идентифицировать себя с эпохой,
культурой, политическим движением. Это ли не парадокс? Конечно, во все времена
было гораздо больше людей, поглощенных заботами о "хлебе насущном", то есть,
активных. И гораздо меньше - отшельников - созерцателей. Во всех обществах
существовал, хотя и немногочисленный, праздный класс, некоторые представители
которого не только "охотились на лис", но и размышляли о судьбах мира.
Философы-созерцатели жили чаще всего одиноко и поэтому не могли испытывать
чувства заброшенности или героического миссионерства. Они должны были
формировать какой-то компенсаторный психический комплекс, а то и просто "сходить
с ума" как Ницше. Герман Гессе задумал соединить активную и созерцательную
жизнь. Он населил созерцателями целую провинцию. Они были заняты исключительно
"игрой в бисер". Гессе предусмотрел, что это должны быть избранные, лучшие люди:
они должны быть свободны от деловых забот; огорожены от треволнений борьбы за
существование, не иметь семьи. В Педагогической Провинции личные и
социально-ролевые отношения совпадают. Но люди живут, мыслят, говорят по
определенным правилам. Игра в бисер - не труд, а образ жизни. Это - полноценная,
здоровая активность, в которой нет специализации, нет недостатка в общении и
одиночестве. Это сообщество, напоминающее одновременно научный институт,
монастырь, аристократический курорт в швейцарских Альпах. Однако по сравнению с
жизнью игроков в бисер жизнь ученых, отдыхающих и монахов кажется скудной и
односторонней. Игра в бисер активизирует человека целиком, активизирует его
личные и родовые свойства. Поэтому она трудно представима. Игра в бисер - нечто
среднее между шахматной партией, музыкальной импровизацией, научным диспутом,
доказательством теоремы, стихосложением. Зная этот язык, можно проникнуть в
любую часть культурного пространства, но овладению этим языком нужно посвятить
всю жизнь. Гессе хотел показать, как совмещаются и преодолеваются друг в друге -
жизнь, созерцание, наука, спорт, искусство, философия и молитва. Это был смелый
замысел и вряд ли Гессе его осуществил. Но все-же его роман задает какое-то
новое направление духовным и социальным исканиям.
Презентативная культурология, подобно игре в бисер, сочетает в себе
теоретизирование и практический опыт - творчества, любви, власти, хозяйствования
и т.п. Опыт важен не только своими результатами, но и тем, что формирует
особенный тип ума. Власть формирует "властный ум", любовь - "любящий ум", наука
- "познающий ум". На пересечении жизни и созерцания складывается культура, как
реальность, которую можно назвать виртуальной потому, что она всегда только
становиться, и никогда не бывает такой, какой хочет и могла бы стать.
И еще в большей степени является виртуальной культура будущего, служащая
предметом перспективной культурологии, которую можно также назвать футурологией
или утопией. Утопическая культурология - ценная и нужная область познания. В
отличие от ретроспективной она скорее аналитична, панорамна, образна и
диалектична. Нужно честно сказать, что будущее не познаваемо методами
классической науки. Но представлять себе будущее - чрезвычайно важно.
Экзистенциально мы относимся к будущему с надеждой и пониманием. Интеллектуально
мы строим его, экстраполируя в будущее тенденции настоящего, выявляя "вызовы"
будущего и возможные ответы на них. Мы не должны обольщаться мыслью, что будущее
будет "светлым". Свет и тьма будут чередоваться в нем как всегда. Однако сегодня
человек должен взять на себя и практическую заботу о будущем - в большей
степени, чем когда-либо раньше. Поэтому утопическая, проектирующая культурология
становиться наиважнейшей областью социальной работы, в которой ничто не должно
откладываться на потом. Основная цель проективной культурологии - выработка
стратегии деятельности, выявление наиболее перспективных целей, достижение
такого состояния общества, в котором доминировали бы мир, сотрудничество,
следование закону, открытость, свободное развитие личности. Эти и другие цели
могут быть реализованы только при условии, если мы сегодня начнем вкладывать в
них свои силы и ресурсы. Наши стратегические цели - это воспитание, наука,
образование, искусство. Рыночные отношения не могут, и не должны сколько нибудь
широко распространяться на область культуры.
Культура вырастает из семени, подобно растению. И если ухаживать за ней,
заботясь о ее здоровых ростках и вовремя отбрасывая больные, уродливые, то можно
многого достигнуть.