Библиотека > Введение в культурологию >
Культурология - история термина, генезис науки в России
КУЛЬТУРОЛОГИЯ, наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостностом феномене. О предмете и месте К. в системе научного знания не сложилось единого мнения. В Оксфордском
словаре указывается на то, что слово Kulturologie впервые использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1913, а английский
термин culturology первым употребил в 1949 американский антрополог Л. Уайт. После чего термин К. встречался в литературе лишь несколько раз — в 1949,1956,1957. В том же словаре К.
трактуется как наука или учение о культуре (The Compact
Oxford English Dictionary. New Edition. Oxford: Clarendon Press,
1994). В словаре Вебстера фиксируется: «Culturology — наука о
культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем американского антрополога Л. Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а
культурные черты (институты, идеологии и технологии) — в качестве независимых от не-культуры факторов (от климата, человеческого тела, наших желаний и целей)» (Webster's Third
New International Dictionary of the English Language Unabridged.
Springfield, Massachusetts, USA: Memam-Webster Inc., 1993).
Прямой аналогии отечественной К. в принятых за рубежом
классификациях наук выявить сложно, поскольку в отличие от
российской традиции, связывающей понятие культуры прежде всего с художественной и просветительской практикой, за
рубежом культуру трактуют преимущественно в научном, а
именно социально-этнографическом смысле.
Сложившиеся в отечественной литературе точки зрения можно разделить на две группы: а) изоляционистскую позицию, согласно которой у К. свой, непохожий на другие науки, подход, и
б) интегративистскую, в основании которой лежит убеждение,
что К. — синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре. Изоляционистская точка зрения заключается в сведении, а
затем и подмене К. другой наукой, например, философией культуры, искусствознанием, социологией культуры или антропологией. В последнее время российские ученые склоняются в
пользу интеграционистского подхода. Его сторонники понимают К. как синтетическую область знаний, возникшую на стыке
философии культуры, культурной антропологии, социологии
культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры
и др. Они выступают против сведения К. исключительно к философии культуры или к истории искусства.
Интеграционистский подход имеет те преимущества, что, синтезируя разные науки, он способен дать прирост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывеской К. будет повторяться то, что давно известно в курсе
антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интеграционистский подход, по всей
видимости, заложен и в государственном образовательном стандарте, где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специализации «Культурология» отнесены теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры,
эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная
культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык.
К. не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но если К. несводима к антропологии, философии или искусствоведению, то
это вовсе не означает, что проблематика данных наук не входит в предметное поле К. Напротив, все они, и не только они,
активно питают ее своими методами, теоретическими и эмпирическими достижениями.
Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами,
филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на звание культурологов), позволяет
увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование. Полное знание о культуре возникает на
пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний. В К. выделяют следующие подразделы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая
К. (антропология и социология культуры). К. находится еще в
стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определился. Она принадлежит одновременно области социального знания (этому способствуют
социология культуры и антропология), использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию
(благодаря искусствознанию и философии культуры), которое
строится на ценностях и качественных методах исследования.
Культуролог чаще всего обращается к методам философии, логики, социологии, языкознания, психологии, семиотики, истор.
методам, а также к аналитическим процедурам междисциплинарного плана — структурно-функциональному подходу, методу моделирования и др.
В СССР К., обладающей собственным статусом, признанным
среди других наук, своим предметом и объектом исследования,
своей историей и традициями, не существовало. О ней в полный мере стали говорить только в начале 90-х. По существу мы
имеем дело с самой молодой, хотя и активно развивающейся,
отраслью знания. В России крупными культурологами считаются: Н. Я. Данилевский, Н. А. Бердяев, Ю. М. Лотман, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, Б. А. Успенский, С. С. Аверинцев, Б. А. Рыбаков, М. А. Алпатов и др.