страны мира
TBN.ru - Сеть, живущая по правилам
Россия
Общие сведения
Природа
Города России
История и культура
Объекты ЮНЕСКО в России

WWW-ресурсы
Политика, общество
Туризм
История России
История ХХ века
Военная история
Литература
Театры и музеи
Музыка
Искусство

Москва
Города России
Области
Республики
Края и округа




Территориальное устройство РОССИИ

Есть интересные материалы или ссылки по этой стране?
-
Присылайте!!

Вернуться в общий список статей

Материальные условия развития русской культуры

Основу экономики Руси-России в течение многих столетий составляло сельское хозяйство. Главным пахотным орудием была соха, цели- ну поднимали плугом. Для помола зерна обычно применяли ручные жернова, дожившие до XX в.; только в XVI в. широкое распространение получили водяные мельницы.

Важными занятиями русского народа в течение многих веков были охота, рыболовство, пчеловодство, обеспеченные соответствующими орудиями и приспособлениями.

Ведущей отраслью являлись добыча и обработка железа. Уже в X—XI вв. использовалась технология наварки стали на железную основу. Русские литейщики достигли выдающихся успехов. С XIV в. началась отливка крупных колоколов, с конца XV в. - пушек. Самый большой колокол русского средневековья, весивший 130 тонн, был изготовлен в 1654 году. В 1735 г. его перелили в другой, более крупный, весом 195 тонн и дали имя "Царь-колокол". Русский мастер А. Чохов в 1586 г. отлил знаменитую "Царь-пушку" весом около 40 тонн.

Большинство предметов, окружавших русского человека, было из дерева, поэтому деревообработка занимала важное место в экономике Руси - России. Из этого материала изготавливалась посуда и тара. Бондари могли сделать и бочку на несколько сотен литров, и стакан. В Х в. появились токарные изделия.

Из дерева возводилось подавляющее большинство городских и сельских построек как жилого, так и общественного назначения. Основным строительным объектом в деревне и городе была усадьба с жилым домом и хозяйственными постройками. На севере и в центре преобладал сруб, на юге - землянка. Печи не имели дымоходов и труб.

Из камня и кирпича вначале возводились только некоторые храмы и крепости; лишь в XV-XVII вв. получили распространение каменные жилые дома, принадлежавшие самым богатым феодалам и купцам.

Люди и грузы перемещались летом по рекам на парусных и гребных судах, зимой - на санях, включая специальные грузовые и пассажирские (беговые, возки).

Тип русского вооружения обусловливался необходимостью бороться на два фронта: с рыцарским войском на Западе и с подвижной конницей на Востоке и Юге, отсюда сочетание западного и восточного оружия: тяжелый меч и легкая сабля, арбалет и лук, копье и дротик. Как и во всей Европе, в России в XIV в. появилось огнестрельное оружие. Русская артиллерия в XVI в. находилась на очень высоком уровне и не уступала западноевропейской.

Русская средневековая одежда отличалась консервативностью. Ее главным элементом была рубаха. Верхняя одежда от холодов - свита, кожух, шуба. Женщины носили более длинную, чем у мужчин, рубаху, а также сарафан, летник. Обычной обувью были плетеные лапти (в городах — кожаные поршни, сапоги). В конце эпохи было заметно влияние Востока, что проявилось и в названиях некоторых видов одежды (ферязь, кафтан). По покрою костюм бедных и богатых почти не отличался, разница состояла главным образом в ценности материала и отделке. Новое в

ремя (конец XVII — начало XX вв.) стало эпохой глубоких качественных перемен во всей системе материальной культуры, включая производство, военное дело и жизнеобеспечение.

Техника сельского хозяйства в целом оставалась рутинной, лишь в конце XIX в. в полеводстве начали использоваться машины. Хотя создателем первого трактора был русский изобретатель Ф.А. Блинов (1888 г.), тракторы и комбайны получили в России широкое применение только в 20- 30-х гг. XX в.

XIX век стал эпохой промышленного переворота. Паровая машина была сконструирована в 1766г. И.И. Ползуновым на несколько лет раньше, чем это сделал Д. Уатт в Англии. Однако практическое ее использование в промышленности и на транспорте было осуществлено только в следующем столетии. В 1815 г. прошел испытания первый русский пароход "Елизавета", в 1830-х гг. появились первый паровоз и железная дорога.

Промышленный переворот в России, при котором утвердилось машинно-фабричное производство, завершился в середине 90-х гг. В конце XIX в. и начале следующего столетия в промышленности стал широко применяться электродвигатель. В это время также появился автомобильный транспорт, хотя массовое производство автомобилей в нашей стране было налажено позже. На протяжении нового времени в России прошло несколько военных реформ и революций в военном деле. Все они сопровождались принципиальными изменениями в системе вооружения. Первая произошла при Петре I и была связана с введением единообразного вооружения пехоты, конницы и артиллерии.

Подлинный переворот в военном деле произошел в 60—70-х гг. XIX в. На смену гладкоствольным, заряжавшимся с дула ружьям и пушкам пришли нарезные казнозарядные. Вместо деревянных парусников появились пароходы с броневой защитой и мощным артиллерийским вооружением.

В конце XIX — начале XX вв. начинается машинизация армии, вооружившейся подводными лодками, самолетами, броневиками.

Средства жизнеобеспечения в течение нового времени также значительно изменялись, хотя и более медленно и равномерно. Русские города, не говоря о деревнях, оставались по преимуществу деревянными. Однако в Петербурге и Москве появилось много домов из камня и кирпича, строились особняки, а также многоквартирные дома в 3—4 этажа, владельцы которых сдавали жилплощадь внаем.

В эту эпоху Россия перешла к европейскому стилю одежды. Сначала это касалось только высших слоев общества (в XVIII в.). В последующее время этот процесс распространился на все население, хотя отдельные национальные элементы в одежде сохранились до XX в. Оформились три группы одежды: 1) общеевропейская, 2) традиционная, 3) форменная, включая одежду священнослужителей и монахов.


© Малюга Ю.Я. Культурология. М.: Инфра-М,1999. -с.63-76.

Библиотека
Книжный магазин
Полезные ресурсы
Добавить ссылку
Форум
Отзывы туристов
Поиск попутчика
Партнеры
О проекте



Туры в Турцию! Посетителям сайта "Страны мира" - скидка 3%!



Подпишитесь на новости сайта "Страны мира"
Subscribe.Ru



Быстрый переход к стране:

Выскажите свои замечания о работе сайта,
предложения по улучшению навигации, структуры, дизайна,
информационному наполнению проекта "Страны мира".
Что бы Вы хотели увидеть в будущем? Чего не хватает?
http://www.countries.ru/ opros2004.htm