Украина
Общие сведения
Природа
Национальная символика
Гимн Украины
История и культура
WWW-ресурсы
Новости Украины
Политика, общество
Министерства
Право Украины
Бизнес
Туризм
Киев
Города А-Н
Города О-Я
Крым
Проживание в Крыму
Города Крыма
История страны
Религия
Украинский язык
Литература
Культура и искусство
Ресурсы интернета Есть интересные материалы или ссылки по этой стране? - Присылайте!!
|
Вернуться в общий список статей
Григорий Сковорода
Удивительно самобытным философом, писателем и поэтом
был украинец Григорий Сковорода (1722—1794). Окончив Киево-Могилянскую академию, он отказался от духовного сана, избрав
путь странствующего проповедника-философа. Стиль Сковороды
близок народному «любомудрию». Его басни, притчи, беседы полны
фольклорных и библейских образов. Недаром о себе он говорил: «А
мой жребий с голяками». Всю жизнь Сковорода избегал того, что
могло бы поработить его дух, волю к постоянному самосовершенствованию. Эти черты, а также цельность учения и образа жизни
украинского философа высоко оценил Лев Толстой. Для Сковороды
был важен принцип соответствия человека природе, принцип всеобщего согласия. «Истинное счастие»,— считал он,— живет во внутреннем сердце нашего мира, а мир в согласии с Богом. Чем кто
согласнее—тем блаженнее». Сковорода глубоко понимал принципиальное единство мира, взаимную связь противоположностей. Он
утверждал, что «одной вещи гибель рождает тварь другую», что
«всемирный мир сей» вечен, что «мир в мире есть вечность в тлении,
жизнь в смерти, восстание во сне, свет во тьме, во лжи истина, в
плаче радость, в отчаянии надежда». Такие философские глубины
оставались недоступными для мысли эпохи Просвещения. Всеединство у Сковороды напоминает нам некоторые черты философии
Коменского и предвещает развитие этой
идеи в XX в. Также интересно учение Сковороды о трех мирах:
большом, всеми видимом, малом, т.е. самом человеке, и символическом, божественном, невидимом. Сковорода был выдающимся
писателем, мастером образного языка. В своих многочисленных
сочинениях он осуществил принцип единства философского содержания и блестящей литературной формы изложения.
Источник текста: Мельников Г.П. Культура зарубежных славянских народов. - М.: Интерпракс, 1994.
|