Истоки исландской литературы восходят к традициям древнескандинавского фольклора, который сохранился
в сборнике XIII века мифологических-и героических песен "Эдда Старшая".
Поэзия скальдов, крупнейшим из которых был Эгиль Скал-лагримссон (910-990), посвящена событиям IX- XIII веков. Она характеризуется сложной системой аллитераций, рифм и традиционных условных пе-рифраз.
Важнейший вклад Исландии в мировую литературу - саги. "Веком саг" считается период с 930 по 1030 год.
Наиболее самобытными из тех многочисленных жанров, которые представлены
в богатейшей древнеисландской литературе, явились так называемые родовые саги, или саги об исландцах.
В исландском языке "сагой" называется всякое прозаическое повествовательное произведение - устное или письменное,
реалистическое или фантастическое. Родовые саги были прежде всего реалистическими, чуждыми всякой
фантастики произведениями.
От родовых саг отличаются саги, которые представляют собой исторические повествования о норвежском государстве:
так называемые королевские саги, из которых самая замечательная - "Хеймскрингла" Снорри Стурлусона.
"Сага о Вольсунгах" - наиболее известная из тех, в которых пересказывается содержание древнегерманского эпоса.
Основным содержанием так называемых лживых саг являлась сказочная фантастика.
Повествовательная манера родовой саги выработалась еще в устной традиции. Правдивость сведений, содержащихся
в сагах, подтвердилась топографическими и археологическими данными.
В родовых сагах
описывалось общество, в котором еще очень сильна была связь личности с родом.
Отсюда и происходит название этих саг.
Хотя обычно в родовой саге выделяется главный герой, как, например, Эгиль в "Саге об Эгиде",
или Ньядь в "Саге о Ньяле", жизнь этого главного героя всегда изображается как звено в цепи поколений того
рода, к которому он принадлежит. В "Саге о людях из Лаксдаля" главные герои принадлежат к седьмому
из восьми поколений, история которых рассказывается в саге.
Объединяющим стержнем в родовой саге очень часто является родовая распря: Родословные героев играют
в родовых сагах также очень большую роль. Именно стремление к фактической точности объясняется
необычайная широта охвата фактов в родовых сагах.
В каждой из больших родовых саг действует или, по меньшей мере, упоминается по нескольку
сот исландцев, а в "Саге о Ньяле" - свыше шестисот. В сущности, исландские родовые саги в своей
совокупности - это история всех хоть чем-нибудь проявивших себя исландских бондов "века саг".