countries

История Исландии

Заселение Исландии началось в 870 году. До этого остров был пустынным. Первые поселенцы застали на нем лишь нескольких ирландских отшельников. Большинство колонистов составляли норвежцы, но переселялись и выходцы из скандинавских колоний Ирландии, Шотландии и островов Северной Атлантики, а также из Швеции. Колонисты дали острову название "Страны льдов". К 930 году побережье было, в основном, заселено. В конце XI века насчитывалось свыше четырех с половиной тысяч сельскохозяйственных дворов. Пастбищное скотоводство и морской промысел стали главным занятием населения. Земледелие имело подсобное значение. Жители нуждались во ввозе зерна. Значительную роль играло мореходство. В 1000 году исландские мореплаватели достигли берегов Северной Америки. Характер заселения Исландии определялся особенностями ее социального и политического строя. Ведущую роль среди поселенцев играли представители родовой знати, которые приплыли на остров с многочисленными домочадцами, рабами и вольноотпущенниками. Вновь прибывавшие иммигранты селились во владениях знатных первопоселенцев, оказываясь под их патронатом. Знать пользовалась большим общественным влиянием в местном управлении в качестве жрецов (годи) и руководителей судебных собраний (тингов). В 930 году было впервые созвано общенародное собрание - альтинг. В 931 году первым исландским законом было закреплено деление Исландии на округа (годорны), во главе которых стояли годи. Во второй половине Х века Исландия была разделена на четыре административные области (четверти). В XII веке началось объединение годорнов в руках наиболее могущественных представителей родовой знати. Характер заселения острова, изолированность Исландии от внешнего мира, особенности экономической жизни обусловили длительную сохранность родовых традиций. В 1000 году в Исландии было принято христианство. Однако долгое время оно не могло окончательно вытеснить язычество. Вплоть до XIII века политическая власть не была полностью отделена от народа. Основным социальным слоем были рядовые свободные люди - бонды. Этот период истории является периодом народовластия. Основой исландского хозяйства на протяжении средневековья был обособленный сельскохозяйственный двор. В первый период после заселения острова в усадьбах зажиточных бондов наряду с членами их семей жили рабы, слуги и другие зависимые люди. У крупных бондов арендовали землю мелкие хозяева и вольноотпущенники. В XIII веке отношения поземельной зависимости мелких крестьян от средних и крупных землевладельцев получили повсеместное распространение. Однако арендатор в Исландии отнюдь не лишался личной свободы. Его зависимость от собственника земли не приобрела черт феодальной зависимости. Исландская знать, в особенности могущественный род Стурлунгов, обладавшая большими богатствами и окружившая себя дружинами, в XIII веке отстранила мелких бондов от участия в управлении. Воспользовавшись внутренними раздорами среди исландской знати, в 1262-1264 годах, остров захватили норвежцы. Исландский альтинг лишился большей части законодательных функций. Он не прекратил своего существования, но реальная власть перешла в руки наместника норвежского короля. Исландцы были обязаны платить налоги норвежским чиновникам и подчиняться законам, введенным норвежским королем. Владения опальной знати стали собственностью норвежской короны. Одновременно ускорился процесс превращения мелких крестьян в арендаторов. Эксплуатация Исландии норвежскими правителями явилась одной из главных причин упадка экономической жизни и прогрессировавшего обнищания народа. Политическая зависимость Исландии от Норвегии усугублялась ее зависимостью от ввоза многих товаров, которые отсутствовали в самой Исландии. В 1380 году Исландия вместе с Норвегией оказалась в унии с Датским королевством. С 1397 года Исландия была включена в состав датско-шведско-норвежской Кальмарской унии. Эпидемия чумы 1402-1404 годов привела к резкому сокращению численности населения острова и дальнейшему упадку страны. В XV веке за счет исландского народа наживались ганзейские и английские купцы, рыболовы и пираты. В конце XV века ганзейцев начало успешно оттеснять с исландского рынка датское купечество.

Культура Исландии

Истоки исландской литературы восходят к традициям древнескандинавского фольклора, который сохранился в сборнике XIII века мифологических-и героических песен "Эдда Старшая". Поэзия скальдов, крупнейшим из которых был Эгиль Скал-лагримссон (910-990), посвящена событиям IX- XIII веков. Она характеризуется сложной системой аллитераций, рифм и традиционных условных пе-рифраз. Важнейший вклад Исландии в мировую литературу - саги. "Веком саг" считается период с 930 по 1030 год. Наиболее самобытными из тех многочисленных жанров, которые представлены в богатейшей древнеисландской литературе, явились так называемые родовые саги, или саги об исландцах. В исландском языке "сагой" называется всякое прозаическое повествовательное произведение - устное или письменное, реалистическое или фантастическое. Родовые саги были прежде всего реалистическими, чуждыми всякой фантастики произведениями. От родовых саг отличаются саги, которые представляют собой исторические повествования о норвежском государстве: так называемые королевские саги, из которых самая замечательная - "Хеймскрингла" Снорри Стурлусона. "Сага о Вольсунгах" - наиболее известная из тех, в которых пересказывается содержание древнегерманского эпоса. Основным содержанием так называемых лживых саг являлась сказочная фантастика. Повествовательная манера родовой саги выработалась еще в устной традиции. Правдивость сведений, содержащихся в сагах, подтвердилась топографическими и археологическими данными. В родовых сагах описывалось общество, в котором еще очень сильна была связь личности с родом. Отсюда и происходит название этих саг. Хотя обычно в родовой саге выделяется главный герой, как, например, Эгиль в "Саге об Эгиде", или Ньядь в "Саге о Ньяле", жизнь этого главного героя всегда изображается как звено в цепи поколений того рода, к которому он принадлежит. В "Саге о людях из Лаксдаля" главные герои принадлежат к седьмому из восьми поколений, история которых рассказывается в саге. Объединяющим стержнем в родовой саге очень часто является родовая распря: Родословные героев играют в родовых сагах также очень большую роль. Именно стремление к фактической точности объясняется необычайная широта охвата фактов в родовых сагах. В каждой из больших родовых саг действует или, по меньшей мере, упоминается по нескольку сот исландцев, а в "Саге о Ньяле" - свыше шестисот. В сущности, исландские родовые саги в своей совокупности - это история всех хоть чем-нибудь проявивших себя исландских бондов "века саг".

 
Домой Библиотека Гостевая книга Новые ссылки