Армения
Общие сведения
Природа
Административное деление
Города Армении
Национальная символика
История Армении
Знаменитые люди
Литература
Национальная кухня
Каталог ресурсов
Официальные страницы
Туризм
Города Армении
История страны
Армянский язык
Литература
Культура и искусство
Ресурсы интернета Есть интересные материалы или ссылки по этой стране? - Присылайте!!
|
Армянская литература 17-19вв.
Литературное движение 17—18 вв. — т. н. обновление — по существу становится началом истории новой Армянской литературы. Важную роль сыграли культурные центры армянских колоний (Венеция, Константинополь, Амстердам, Мадрид, Калькутта и др.), где развивалось книгопечатание. Целью «обновления» было возрождение древней армянской цивилизации, ее языка и литературы; отсюда внимание к классическим традициям. Одновременно возникали и новые жанровые формы: мемуарные и путевые очерки (Симеон Лехаци, Мартирос Кримеци), публицистика (Овсеп Эмин, Шаамир Шаамирян, Мовсес Баграмян). Мотивы средневековой лирики получают новое звучание в произведениях Нагаша Овнатана и др. С письменной литературой в 17—18 вв. сосуществует поэзия ашугов. Она находит свое блестящее выражение в песнях Саят-Новы.
В 18 в. в армянской литературе зарождается классицизм, сохранившийся как основное направление и в нач. 19 в. О. Ванандеци, П. Минасян, А. Багратуни и др. представители этого направления воссоздали в поэтических и прозаических произведениях страницы истории армянского народа, воспевали патриотизм, национальное прошлое. Возникла переводческая школа, познакомившая национальную культуру с классическими произведениями зап.-европ. литературы.
В 1-й четв. 19 в., особенно после присоединения Восточной Армении к России (1801—28), создаются благоприятные условия для развития армянской культуры. Появление периодической печати способствует формированию общественной мысли, подъему культурного и эстетического сознания.
В 30—40-е гг. 19 в. в литературе намечается существенный перелом; подъем просветит, движения обусловил в литературе интерес к внутреннему миру отдельной личности. Древний литературный язык — грабар — уступает место новому народному литературному языку — ашхарабару. Видные представители нового литературного движения — А. Аламдарян, М. Тагиадян, Г. Алишан. Крупнейшее явление литературной эпохи — исторический роман X. Абовяна «Раны Армении» (1841 — 1843, изд. 1858), рисующий героическую борьбу армянского народа против иранского ига и освобождение Восточной Армении с помощью России.
Идеи нац.-освободит, борьбы находят выражение и в публицистике. Важную роль играют также периодические издания «Юсисапайл» («Северное сияние») С. Назаряна, «Мегу» («Пчела») А. Свачяна, «Аревелк» («Восток») и «Аревмутк» («Запад») С. Восканяна. В развитии армянского обществ, мысли и художественной литературы значительную роль сыграл революционер-демократ М. Налбандян, идейный соратник Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Литературный процесс характеризовался параллельным развитием романтизма и просветительского реализма. В драматургии, наряду с историко-романтической драмой, находит широкое распространение социально-бытовая комедия. В драматических произведениях Г. Сундукяна нашел отражение процесс обуржуазивания общества. Романы «Сое и Вардитер» П. Прошяна, «Вопрошение мертвых» Налбандяна, «Арутюн и Манвел» Г. Агаяна, «Салби» Раффи значительно расширили художественный опыт армянской прозы. Однако ведущим жанром оставалась поэзия. В романтических стихотворениях Р. Патканяна, М. Пешикташляна, С. Шахазиза, Налбандяна, П. Дуряна звучали национально-патриотические, гражданские и философские мотивы.
В лит-ре 70—80-х гг. главенствующую общественную значимость приобретает роман. Произведения Раффи проникнуты идеями освободительной борьбы армянского народа против турецкого деспотизма. Развитие социально-бытового романа связано с творчеством Прошяна. В творчестве Г. Мурацана показана борьба обществ, умонастроений, филос. проблемы национальной нравственности и этики. В сатирических произведениях А. Пароняна подвергаются осмеянию социальные и бытовые пороки буржуазного общества, политическое насилие турецкого государства и двуличная политика европейской дипломатии.
Большой обществ, резонанс вызвали исторические романы Церенца, Раффи, Мурацана.
В 80—90-е гг. ведущим направлением становится критический реализм. Совершенствуется структура романа, освобождаясь от романтической условности в сюжете и композиции. Художественного совершенства достигают реалистический рассказ и новелла. Выступает «второе поколение» новой армянской поэзии, литературным манифестом которого стал сборник И. Иоаннисяна «Стихотворения» (М., 1887). Творчество О. Туманяна вобрало в себя опыт многовековой армянской поэзии. В стихотворениях, четверостишиях, поэмах («Лореци Сако», «Ануш» и др.), в балладах и легендах Туманян воссоздал картины родной природы, жизненную философию народа. Уже первый сборник стихотворений А. Исаакяна «Песни и раны» сделал широко известным имя автора, в дальнейшем создавшего высокие образцы лирических и эпических жанров.
Возможности реализма с большой глубиной выявлялись в прозе, где художественная типизация сопровождалась социальным и психологическим анализом. Именно этими чертами отмечены произведения А. Ширванзаде, Нар-Доса, Г. Зохраба, А. Арпиаряна, Т. Камсаракана. Социально-критический пафос Ширванзаде, проявившийся уже в его ранних произведениях об армянской провинции, раскрылся с еще большей силой при изображении мира армянской крупной буржуазии (роман «Хаос», многочисленные повести и рассказы).
В первые десятилетия 20 в. Армения вступает в сложный период социально-политического развития. В Западной Армении свирепствует политическая тирания, приведшая в 1915 к турецкому геноциду армянского народа. Общественное развитие Восточной Армении проходит в условиях трех русских революций, и будущее армянского народа связывается сложным переплетением судеб разных поколений с революционно-освободительным движением в России. Именно это и определило духовный настрой армянской интеллигенции. В литературе с классическим реализмом сосуществует символизм с элементами неоромантизма. Эстетическая и философская концепция последнего нашла выражение в историко-философских драмах Л. Шанта, в прозе А. Агароняна и В. Папазяна, в поэзии Сиаманто, В. Терьяна, Д. Варужана, М. Мецаренца и др.
Знаменательным фактом литературного движения начала века было формирование пролетарской литературы, видные представители которой — А. Акопян и Ш. Кургинян. Новое литературное течение получает теоретическое обоснование в статьях марксистских критиков С. Шаумяна, А. Мясникяна, С. Спандаряна, А. Кариняна и др.
Прозаики начала века Е. Отян, Папазян, Ерухан, продолжая реалистические традиции литературы 19 в., жанрово и тематически обогатили армянскую прозу (историко-приключенч. и бытописат. роман, очерк, аллегорич. сказ и т. д.).
© Источник: Литературный энциклопедический словарь. - М.:Сов. энциклопедия, 1987.
|
Библиотека
Книжный магазин
Полезные ресурсы
Добавить ссылку
Форум
Отзывы туристов
Поиск попутчика
Партнеры
О проекте
|
Выскажите свои замечания о работе сайта,
предложения по улучшению навигации, структуры, дизайна,
информационному наполнению проекта "Страны мира".
Что бы Вы хотели увидеть в будущем? Чего не хватает?
http://www.countries.ru/ opros2004.htm
|
|