страны мира
TBN.ru - Сеть, живущая по правилам
Армения
Общие сведения
Природа
Административное деление
Города Армении
Национальная символика
История Армении
Знаменитые люди
Литература
Национальная кухня

Каталог ресурсов
Официальные страницы
Туризм
Города Армении
История страны
Армянский язык
Литература
Культура и искусство
Ресурсы интернета
Есть интересные материалы или ссылки по этой стране?
-
Присылайте!!

Армянская литература 17-19вв.

Литературное движение 17—18 вв. — т. н. обновление — по существу становится началом истории новой Армянской литературы. Важную роль сыграли культурные центры армянских колоний (Венеция, Константинополь, Амстердам, Мадрид, Калькутта и др.), где развивалось книгопечатание. Целью «обновления» было возрождение древней армянской цивилизации, ее языка и литературы; отсюда внимание к классическим традициям. Одновременно возникали и новые жанровые формы: мемуарные и путевые очерки (Симеон Лехаци, Мартирос Кримеци), публицистика (Овсеп Эмин, Шаамир Шаамирян, Мовсес Баграмян). Мотивы средневековой лирики получают новое звучание в произведениях Нагаша Овнатана и др. С письменной литературой в 17—18 вв. сосуществует поэзия ашугов. Она находит свое блестящее выражение в песнях Саят-Новы.

В 18 в. в армянской литературе зарождается классицизм, сохранившийся как основное направление и в нач. 19 в. О. Ванандеци, П. Минасян, А. Багратуни и др. представители этого направления воссоздали в поэтических и прозаических произведениях страницы истории армянского народа, воспевали патриотизм, национальное прошлое. Возникла переводческая школа, познакомившая национальную культуру с классическими произведениями зап.-европ. литературы.

В 1-й четв. 19 в., особенно после присоединения Восточной Армении к России (1801—28), создаются благоприятные условия для развития армянской культуры. Появление периодической печати способствует формированию общественной мысли, подъему культурного и эстетического сознания.

В 30—40-е гг. 19 в. в литературе намечается существенный перелом; подъем просветит, движения обусловил в литературе интерес к внутреннему миру отдельной личности. Древний литературный язык — грабар — уступает место новому народному литературному языку — ашхарабару. Видные представители нового литературного движения — А. Аламдарян, М. Тагиадян, Г. Алишан. Крупнейшее явление литературной эпохи — исторический роман X. Абовяна «Раны Армении» (1841 — 1843, изд. 1858), рисующий героическую борьбу армянского народа против иранского ига и освобождение Восточной Армении с помощью России.

Идеи нац.-освободит, борьбы находят выражение и в публицистике. Важную роль играют также периодические издания «Юсисапайл» («Северное сияние») С. Назаряна, «Мегу» («Пчела») А. Свачяна, «Аревелк» («Восток») и «Аревмутк» («Запад») С. Восканяна. В развитии армянского обществ, мысли и художественной литературы значительную роль сыграл революционер-демократ М. Налбандян, идейный соратник Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Литературный процесс характеризовался параллельным развитием романтизма и просветительского реализма. В драматургии, наряду с историко-романтической драмой, находит широкое распространение социально-бытовая комедия. В драматических произведениях Г. Сундукяна нашел отражение процесс обуржуазивания общества. Романы «Сое и Вардитер» П. Прошяна, «Вопрошение мертвых» Налбандяна, «Арутюн и Манвел» Г. Агаяна, «Салби» Раффи значительно расширили художественный опыт армянской прозы. Однако ведущим жанром оставалась поэзия. В романтических стихотворениях Р. Патканяна, М. Пешикташляна, С. Шахазиза, Налбандяна, П. Дуряна звучали национально-патриотические, гражданские и философские мотивы.

В лит-ре 70—80-х гг. главенствующую общественную значимость приобретает роман. Произведения Раффи проникнуты идеями освободительной борьбы армянского народа против турецкого деспотизма. Развитие социально-бытового романа связано с творчеством Прошяна. В творчестве Г. Мурацана показана борьба обществ, умонастроений, филос. проблемы национальной нравственности и этики. В сатирических произведениях А. Пароняна подвергаются осмеянию социальные и бытовые пороки буржуазного общества, политическое насилие турецкого государства и двуличная политика европейской дипломатии.

Большой обществ, резонанс вызвали исторические романы Церенца, Раффи, Мурацана.

В 80—90-е гг. ведущим направлением становится критический реализм. Совершенствуется структура романа, освобождаясь от романтической условности в сюжете и композиции. Художественного совершенства достигают реалистический рассказ и новелла. Выступает «второе поколение» новой армянской поэзии, литературным манифестом которого стал сборник И. Иоаннисяна «Стихотворения» (М., 1887). Творчество О. Туманяна вобрало в себя опыт многовековой армянской поэзии. В стихотворениях, четверостишиях, поэмах («Лореци Сако», «Ануш» и др.), в балладах и легендах Туманян воссоздал картины родной природы, жизненную философию народа. Уже первый сборник стихотворений А. Исаакяна «Песни и раны» сделал широко известным имя автора, в дальнейшем создавшего высокие образцы лирических и эпических жанров.

Возможности реализма с большой глубиной выявлялись в прозе, где художественная типизация сопровождалась социальным и психологическим анализом. Именно этими чертами отмечены произведения А. Ширванзаде, Нар-Доса, Г. Зохраба, А. Арпиаряна, Т. Камсаракана. Социально-критический пафос Ширванзаде, проявившийся уже в его ранних произведениях об армянской провинции, раскрылся с еще большей силой при изображении мира армянской крупной буржуазии (роман «Хаос», многочисленные повести и рассказы).

В первые десятилетия 20 в. Армения вступает в сложный период социально-политического развития. В Западной Армении свирепствует политическая тирания, приведшая в 1915 к турецкому геноциду армянского народа. Общественное развитие Восточной Армении проходит в условиях трех русских революций, и будущее армянского народа связывается сложным переплетением судеб разных поколений с революционно-освободительным движением в России. Именно это и определило духовный настрой армянской интеллигенции. В литературе с классическим реализмом сосуществует символизм с элементами неоромантизма. Эстетическая и философская концепция последнего нашла выражение в историко-философских драмах Л. Шанта, в прозе А. Агароняна и В. Папазяна, в поэзии Сиаманто, В. Терьяна, Д. Варужана, М. Мецаренца и др.

Знаменательным фактом литературного движения начала века было формирование пролетарской литературы, видные представители которой — А. Акопян и Ш. Кургинян. Новое литературное течение получает теоретическое обоснование в статьях марксистских критиков С. Шаумяна, А. Мясникяна, С. Спандаряна, А. Кариняна и др.

Прозаики начала века Е. Отян, Папазян, Ерухан, продолжая реалистические традиции литературы 19 в., жанрово и тематически обогатили армянскую прозу (историко-приключенч. и бытописат. роман, очерк, аллегорич. сказ и т. д.).


© Источник: Литературный энциклопедический словарь. - М.:Сов. энциклопедия, 1987.

Библиотека
Книжный магазин
Полезные ресурсы
Добавить ссылку
Форум
Отзывы туристов
Поиск попутчика
Партнеры
О проекте



Туры в Турцию! Посетителям сайта "Страны мира" - скидка 3%!



Подпишитесь на новости сайта "Страны мира"
Subscribe.Ru



Быстрый переход к стране:

Выскажите свои замечания о работе сайта,
предложения по улучшению навигации, структуры, дизайна,
информационному наполнению проекта "Страны мира".
Что бы Вы хотели увидеть в будущем? Чего не хватает?
http://www.countries.ru/ opros2004.htm