страны мира
TBN.ru - Сеть, живущая по правилам
Кипр
Общие сведения
Природа
Население
Культура Кипра
Кипрская кухня
Для туристов
Города Кипра
Национальная символика
История Кипра

Редактор рубрики _Кипр_
Редактор рубрики - Настя Овчинникова

Вернуться в общий список статей

Культура Кипра

Благодаря сложной исторической судьбе Кипр стал средоточием различных культур и цивилизаций, каждая из них внесла свой вклад в формирование самобытного национального облика Кипра.

Проведенные на Кипре исследования археологов позволили открыть целый ряд поселений первых обитателей острова в эпоху неолита. Древнейшее из них (5800 год до нашей эры) находится в 60 км юго-западнее Никосии, неподалеку от современной деревни Хирокития. Обнаруженные там захоронения, предметы домашней утвари, орудия труда свидетельствуют о довольно высоком для того времени развитии хозяйства древних жителей Кипра. Поселение просуществовало до 5200 года до н.э., затем в результате природной катастрофы, землетрясения, жители ее оставили. Все экспонаты можно найти в Археологическом музее Никосии.

Находясь на перекрестке морских пу­тей между тремя континентами - Европой, Азией и Африкой - остров Кипр издавна испытывал на себе воздействие самых разных культур. Тем не менее произведения разных эпох то и дело обнаруживают вполне самобытный характер кипрской культуры. В качестве примера можно привести ми­ниатюру из терракоты, найденную в Вуни и хранящуюся в Кипрском архе­ологическом музее в Никосии. Она да­тируется ранним бронзовым веком (2500-1900 гг. до н.э.) и изображает та­инство жертвоприношения богу-быку: люди в масках, изображающие это бо­жество, мальчик, предназначенный, видимо, в жертву. Кипрское искусство изготовления произведении из терра­коты достигло апогея в эпоху кипрских царств (700-475 гг. до н.э.). В Айя-Ирини были найдены 2000 статуэток и фи­гур быков, воинов на колесницах, жре­цов и молящихся. Некоторые из них выше человеческого роста и напомина­ют «глиняное воинство» имперских времен в китайском городе Сиань.

В классическую эпоху (500-331 гг. до н.э.) в моду вошли известняковые скульптуры. Хотя в то время Кипр находился под властью персидских царей, в культуре по-прежнему заметно влияние греческих образцов. В эпоху эллинизма (331-58 гг. до н.э.) греческое влияние сменяется ориентацией на александр­ийский стиль. В качестве примера можно привести знаменитую статую Афродиты («Киприды»), созданную во II в. до н.э. Во времена господства влас­тителей Египта из династии Птолемеев, а затем римского владычества культу­ра Кипра достигла подлинного расцве­та. Это нашло свое отражение и в архи­тектуре. В этот период на Кипре много строят. Дворцы знати, новые термы, гимнасии украшают изысканными мо­заиками, они были найдены в раскоп­ках в Пафосе и Курионе.

В 726-843 гг. в Византийской империи широко развернулось иконоборчество - социально-политическое и религиозное движение, направленное в строгом соответствии с третьей заповедью («Не сотвори себе кумира») против культа икон. Сохранилось лишь малое число раннехристианских мозаик, прежде всего в церкви Кити близ Ларнаки. К их числу принадлежит и мозаичная работа из Линтрагоми на полуострове Карпасия, нелегально пе­реправленная в США после 1974 г., часть которой с помощью суда удалось спасти и поместить в Византийский музей Никосии.

Только на Кипре можно увидеть купольные церкви совершенно необычной архитектуры. Построенные в византийском стиле и имеющие в плане форму креста, эти церкви с XIII в. накрывались защитной кровлей из гонта (клиновидных дощечек с пазом в торце), что придавало им сходство с сараями. Такие церкви характерны только для горной местности Троодос.

В церковной настенной живописи легко отличить элегантный светский стиль от искусства аскетов-монахов. Тем не менее оба стиля строго следуют византийским канонам в эпоху подав­ления Православной Церкви и католизации Кипра, насильно насаждаемой рыцарями-крестоносцами. Примерно с 1500 г. на острове прослеживается вли­яние итальянского искусства эпохи Возрождения. Конец всякому проник­новению Запада в религиозное худо­жественное творчество положил за­хват Кипра Османской империей. Единственным исключением остава­лась иконопись.

У истоков кипрского изобразительного искусства современности стоял Адамантиос Диамантис, родившийся в 1900 г., вместе со своей группой «Поколение отцов», ориентировавшейся в основном на лондонскую художественную школу, с фольклорными и византийскими мотивами.

Библиотека
Книжный магазин
Полезные ресурсы
Добавить ссылку
Форум
Отзывы туристов
Поиск попутчика
Партнеры
О проекте



Туры в Турцию! Посетителям сайта "Страны мира" - скидка 3%!



Подпишитесь на новости сайта "Страны мира"
Subscribe.Ru



Быстрый переход к стране:

Выскажите свои замечания о работе сайта,
предложения по улучшению навигации, структуры, дизайна,
информационному наполнению проекта "Страны мира".
Что бы Вы хотели увидеть в будущем? Чего не хватает?
http://www.countries.ru/ opros2004.htm