страны мира
TBN.ru - Сеть, живущая по правилам
Дания
Общие сведения
Природа
Административное деление
Фарерские острова
Города Дании
Национальная символика
Конституция Дании
История Дании
Культура, образование Музыка
Литература Дании
Наука
Полезные советы
Бизнес-этикет
Мини-разговорник
Экономический очерк

Каталог ресурсов
Официальные страницы
Туризм
Эмиграция, работа
Города А-Р
Города С-Э
Датский язык
Литература
Культура и искусство
Ресурсы интернета

Редактор рубрики _Дания_
Редактор рубрики - Ольга Копылова

Конституция Дании (вводная статья)

Королевство Дания находится на северо-западе Европы, занимает большую часть полуострова Ютландия и группу близлежащих островов (Зеландия, Фюн, Лолланн, Фальстер и др.). Ее территория составляет 43 043 км2. Население — 5,19 млн. человек. Официальный язык — датский. Столица — г. Копенгаген.

Дания относится к числу древнейших государств Западной Европы. Оно было создано племенами данов, первоначально обитавшими на юге Скандинавского полуострова и заселившими в V—VI вв. Датский архипелаг и Ютландию.

С VIII века начинаются походы датских викингов, долгое время державших в страхе Западную Европу и берега Северной Африки. В начале XI в. в состав датского государства входили восточная часть Англии и Норвегия, в XII—XIII вв. — земли поморских славян и северная Эстония. Однако удержать завоеванные территории Дания не смогла, а с начала XIV в. в результате междуусобных войн окончательно утратила большую часть прежних владений. Перелом наступил в 1397 г., когда по Кальмарской унии под эгидой датской короны объединились Дания, Норвегия и Швеция.

Кальмарская Уния оказалась непрочной. Еще в середине XIV в. из нее вышла Швеция, а в 1814 г. — Норвегия, объединившаяся в новой унии со Швецией. С этого времени развитие Дании проходило в рамках собственной национальной государственности, но с сохранением особых отношений с Норвегией, Швецией и рядом других северных стран (Исландией и Финляндией), объединенных общностью исторических судеб и культуры. Первая Конституция Дании (1849 г.) была принята на волне революционного движения. Она ограничила полномочия короля и осуществила ряд демократических нововведений в избирательном праве и местном самоуправлении. В 1855 г. на смену ей пришла новая Конституция, отразившая утрату герцогств Шлезвиг и Гольштейн в результате поражения Дании в войне с Пруссией. Следующая Конституция, 1863 г., закрепила смену королевской династии Ольденбургов династией Глюксбургов. Через три года, в 1866 г., вступила в силу Конституция, восстановившая основные положения Конституции 1849 г. Она приостановила смены конституций, тем самым обеспечив стабильность государственного устройства. Новая Конституция принимается уже только в 1915 г. В ней узаконивается введение всеобщего избирательного права, а также проведение выборов в Фолькетинг — парламент Дании по системе пропорционального представительства. Наконец, 5 июня 1953 г. вступила в силу ныне действующая Конституция.

Конституция 1953 г. состоит из 11 частей, включающих 89 разделов. Первая часть определяет форму правления и закрепляет за Евангелической лютеранской церковью статус Официальной Церкви Королевства Дании; Вторая — регламентирует правовой статус Короля и порядок престолонаследия; Третья — регулирует полномочия и взаимоотношения Короля, Фолькетинга, Правительства и Государственного совета; Четвертая — закрепляет порядок формирования Фолькетинга; Пятая — устанавливает порядок его деятельности; Шестая — посвящена вопросам судоустройства; Седьмая, восьмая и девятая — регламентируют права и свободы граждан; Десятая — определяет порядок изменения Конституции; Одиннадцатая — устанавливает порядок вступления Конституции в силу.

К конституционным актам отнесен Закон о престолонаследии, принятый 27 марта 1953 г.

Конституция Дании относится к числу лаконичных по форме документов, что в общем характерно для правовой традиции скандинавских стран. За 43 года в ее текст не было внесено ни одной поправки, что объясняется не только краткостью конституционных формул, но и усложненным характером ее пересмотра. Принятие Фолькетингом законопроекта об изменении конституции влечет роспуск парламента. Если указанный законопроект принимается повторно Фолькетингом в той же редакции, назначается референдум, в ходе которого законопроект должен получить одобрение не только большинства участвующих в голосовании, но и не менее 40% от общего числа избирателей.

По форме правления Дания является конституционной монархией. В настоящее время во главе государства стоит Королева Маргрете II, вступившая на престол 14 января 1972 г. и представляющая династию Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург.

Конституция Дании воспроизводит традиционную схему разделения властей, преломленную, однако, сквозь призму конституционной монархии. Законодательная власть принадлежит совместно Королю и Фолькетингу, исполнительная власть — Королю и Совету министров, судебная — Верховному суду и нижестоящим судам.

Дания является унитарным государством, состоящим из 14 амтов (областей), которые делятся на коммуны. Города Копенгаген и Фредериксберг выделены в самостоятельные административные единицы, но они обладают меньшими правами, чем области. Органы управления амтов возглавляют начальники амтов, назначаемые и освобождаемые от должности Королем по представлению Совета министров. В свою очередь начальники амтов по представлению местных советов назначают и освобождают от должности старост коммун и бургомистров муниципалитетов. Такое положение обеспечивает целостность исполнительной власти по вертикали и жесткий контроль за деятельностью низовых ее звеньев. Представительными органами на местах являются советы амтов, коммун и муниципалитетов, которые избираются непосредственно населением на четырехлетний срок.

В состав Дании входят две самоуправляющиеся территории — Фарерские острова и Гренландия.

Фарерские острова находятся в северо-восточной части Атлантического океана, их территория составляет 1399 км2, а население — немногим более 43 тыс. человек. Официальные языки — фарерский и датский. Фарерские острова пользуются внутренней автономией на основе Закон о самоуправлении от 23 марта 1948 г. Высший законодательный орган — легтинг состоит из 32 депутатов, избираемых на четыре года всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства. Высший исполнительный орган — ландсстюри (правительство) формируется легтингом. Интересы Королевства Дании на Фарерских островах представляет верховный комиссар.

Гренландия находится в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах к северо-востоку от Северной Америки. Ее территория составляет 2 175 600 км2. Население — 55 тыс. человек. Официальные языки — эскимосский и датский. До 1953 г. Гренландия была колонией, но с принятием Конституции 1953 г. объявлена равноправной частью Королевства Дании. Правовой статус Гренландии установлен Законом о расширении внутренней автономии Гренландии, принятым Фолькетингом Дании 17 ноября 1978 г. и одобренным на референдуме в Гренландии 17 января 1979 г Высший законодательный орган Гренландии — ландстинг состоит из 31 депутата, избираемых на четыре года всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства. Высший исполнительный орган — ландсстюри (правительство) формируется ландстингом. Королевство Дании в Гренландии представляет верховный комиссар.

Основы правового статуса личности изложены в Конституции в сжатом виде. Регламентируются права на неприкосновенность личности, жилища, собственности, на свободный и равный доступ к предпринимательской деятельности, на социальное вспомоществование, на получение бесплатного начального образования, на свободу мнений, на объединение, проведение собраний и на местное самоуправление. Особенность регламентации правового статуса личности — стремление очертить разумные пределы осуществления прав и свобод и ограничить произвол в этой сфере со стороны органов исполнительной власти. Как правило, ограничение прав и свобод допускается только в судебном порядке и только в тех случаях, которые установлены законом.

Органы государственной власти. Фолькетинг — однопалатный парламент Дании. В его состав входят 179 депутатов Члены Фолькетинга избираются на четыре года всеобщим тайным голосованием по системе пропорционального представительства. Последние по времени выборы в Фолькетинг состоялись 21 сентября 1994 г. и в настоящее время в парламенте представлены следующие фракции: социал-демократической партии (62); Венет-ре (42), Консервативной народной партии (27) Социалистической народной партии (13), Партии прогресса (11), Радикальной левой партии (8), Списка единства, включающего представителей Компартии, Левых социалистов, "зеленых" (6), Демократов центра (5). Помимо указанных депутатских групп в состав Фолькетинга входят по два представителя от Фарерских островов и Гренландии, а также один независимый депутат.

После проведения выборов Фолькетинг собирается на свою первую сессию на двенадцатый день, однако Король может созвать парламент и раньше указанного срока. В дальнейшем очередные сессии Фолькетинга начинаются в первый вторник октября и продолжаются, как правило, до весны. Внеочередные сессии проводятся по требованию премьер-министра или двух пятых от общего числа депутатов. Руководит работой Фолькетинга президиум, состоящий из председателя и его заместителей. Ведущую роль в деятельности парламента играют постоянные комитеты (по финансам, военным вопросам, правовым вопросам, по вопросам внешней политики и т. д.), которые формируются на основе пропорционального представительства от партий, имеющих фракции в Фолькетинге. Кроме постоянных комитетов образуются специальные комитеты, главным образом для расследования правонарушений в сфере государственного управления.

Полномочия, предоставленные по Конституции Фолькетингу, позволь ют отнести его к числу наиболее сильных парламентов Западной Европы. Фолькетинг имеет право принимать законы по любым вопросам государственной и общественной жизни при условии соблюдения требований Конституции. Формально законы подлежат одобрению Королем, однако на практике Король никогда не отказывает в одобрении законов, представленных ему на подпись.

Законодательная инициатива принадлежит Королю, Совету министров, депутатам и постоянным комитетам Фолькетинга. В основном проекты законов готовятся Правительством. Процедура рассмотрения законопроектов складывается из следующих стадий. На первом чтении депутатам представляется доклад о законопроекте и принимается решение о его направлении в соответствующий комитет. Далее проходят дебаты по проекту на заседании постоянного комитета. На втором чтении законопроект обсуждается постатейно. Третье чтение — обсуждение документа в целом и голосование. Законопроекты принимаются большинством голосов от общего числа депутатов. Одобренный Фолькетингом законопроект отсылается Королю, который одобряет и промульгирует его в течение 30 дней.

Фолькетинг обладает широкими полномочиями в финансовой сфере. Только он может устанавливать налоги, принимать решения о государственных займах, утверждать штаты органов исполнительной власти и должностные оклады чиновников. Не позже чем через шесть месяцев после окончания финансового года Совет министров представляет Фолькетингу отчет о доходах и расходах государственной казны за истекший год. Этот документ передается аудиторам, которые назначаются парламентом и имеют право затребовать любую информацию от государственных учреждений и органов. Отчет Совета министров и заключения аудиторов рассматриваются на сессии Фолькетинга. Проект бюджета должен быть представлен Советом министров на рассмотрение Фолькетинга не позже чем за четыре месяца до начала следующего финансового года. Если до 1 апреля бюджет не утвержден, Совет министров вносит в парламент проект закона о временных ассигнованиях.

Не менее значительны функции парламента по формированию Совета министров и контролю за его деятельностью. Совет министров образуется той партией или коалицией партий, которая имеет большинство мест в Фолькетинге. На этом влияние Фолькетинга на Правительство не ограничивается. Парламент может выразить вотум недоверия как отдельным членам Правительства, так и Совету министров в целом. Министр, утративший доверие Фолькетинга, должен незамедлительно уйти в отставку. Если недоверие выносится Премьер-министру или Совету министров в целом, то отставка Правительства наступает с момента формирования нового Совета министров. При этом Правительство, в отношении которого вынесен вотум недоверия, имеет право "предпринимать только те действия, которые необходимы для непрерывного осуществления государственных дел" (разд. 15). Как и в большинстве парламентарных республик, объявление вотума недоверия Совету министров может повлечь за собой роспуск парламента. Решение по этому вопросу принимает Король, но только по представлению Совета министров.

Совет министров подотчетен Фолькетингу. На первом заседании каждой сессии Премьер-министр выступает с докладом о положении дел в стране. По докладу проводятся дебаты, в ходе которых депутаты могут ставить вопрос об изменении внешней и внутренней политики, проводимой правительством. Депутаты и парламентские фракции имеют право обращаться с запросами как к отдельным министрам, так и к Совету министров в целом.

Фолькетинг может привлечь министров к судебной ответственности. Для этой цели создан специальный орган — Высокий суд Королевства, в состав которого входят 15 старейших судей Верховного суда и 15 судей, избираемых на шестилетний срок Фолькетингом.

Своеобразно решается Конституцией вопрос об омбудсмане. Фактически парламентом назначаются два омбудсмана для контроля за деятельностью, соответственно, гражданской и военной<администрации.

Функции государственного управления формально возложены наКороля. Согласно Конституции он назначает и отправляет в отставку Премьер-министра и министров, определяет общую численность Совета министров и полномочия его членов.Тем не менее на практике Король может сформировать только то Правительство, которое, как указывалось выше, имеет поддержку большинства депутатов парламента. Конституция устанавливает, что Король правит делами страны в Государственном совете. Но Государственный совет созывается крайне редко, и по сути все государственное управление осуществляется Советом министров. Такое положение вещей, естественно, не вполне согласуется с общими формулами Конституции. Однако оно в полной мере отвечает положениям разд. 12: "Король обладает в пределах, установленных настоящей Конституцией, верховной властью по всем вопросам Королевства и осуществляет такую верховную власть через министров". Следовательно, фактически Король лишен самостоятельных полномочий. Его акты подлежат контрасигнатуре, а это означает, что они не вступают в силу без подписи Премьер-министра либо министров, отвечающих за проведение политики в той или иной сфере. Данное требование касается практически всех вопросов, отнесенных к ведению Короля, и именно оно определяет фактический статус главы государства.

Совету министров, как было отмечено ранее, принадлежит основная роль в государственном управлении. Он выступает инициатором большей части законопроектов и проводит их в жизнь, пользуясь поддержкой парламентского большинства, которое, собственно, и формирует правительство. Более того, Совет министров имеет право в период между сессиями парламента принимать временные акты по предметам законодательного регулирования. Указанные акты вступают в силу после опубликования, но подлежат одобрению или отклонению Фолькетингом на ближайшей сессии парламента.

Значительны полномочия Совета министров и по формированию государственного аппарата. Он может самостоятельно осуществлять реорганизацию структуры исполнительной власти, упразднять старые и создавать новые ведомства. Формально высшие должностные лица назначаются Королем, однако реальное назначение на должность осуществляется только по рекомендации Совета министров. Весьма удачна формула Конституции, обеспечивающая устойчивость и преемственность государственного управления. Согласно разд. 27 государственные служащие не могут быть переведены на другие должности, если при этом снижаются установленные им оклады. Благодаря указанной норме профессионально сформированный чиновничий аппарат сохраняется независимо от перемен в партийном составе парламента и связанных с этим смен правительств.

Правительство фактически контролирует всю сферу внешней и военной политики. При этом многие международно-правовые акты не подлежат одобрению со стороны Фолькетинга.

Как правило, Совет министров формируется на коалиционной основе. Так, последнее по времени формирования правительство (27 сентября 1994 г.) было образовано фракциями Социал-демократической партии, Демократов центра, Радикальной левой партии.

В структуру Правительства входят следующие министерства: иностранных дел; обороны; финансов; экономики и Северных стран; внутренних дел и по делам церкви; юстиции; жилищного строительства; образования; промышленности и экономической координации; социальных дел; труда; транспорта; сельского хозяйства и рыболовства; научных исследований; здравоохранения; культуры; министерства по вопросам налогообложения; по вопросам окружающей среды и энергетики. Министерства обладают достаточной самостоятельностью в проведении собственной политики, что объясняется коа*-лиционным характером формирования правительства, при котором представители различных партий, входящих в правящую коалицию, получают контроль за теми или иными ведомствами. Судебная система. Высшее звено судебной системы — Верховный суд, состоящий из 15 судей. Верховный суд рассматривает жалобы на решения нижестоящих судов и отменяет их в случае нарушения закона. За решениями Верховного суда признается сила прецедентов, обязательных для исполнения нижестоящими судами. Ступенью ниже стоят два апелляционных суда восточных и западных земель. Последние рассматривают апелляции на решения окружных судов и выступают судом первой инстанции по наиболее сложным гражданским делам и по тем преступлениям, наказание по которым составляет не менее восьми лет лишения свободы. Апелляционные суды заседают по отдельным коллегиям, при этом рассмотрение уголовных дел в первой инстанции проводится с участием суда присяжных. Низовое звено судебной системы — низшие суды, образованные в 84 судебных округах. В состав низших судов входят от одного до двадцати судей. Гражданские дела рассматриваются судьями единолично. Уголовные дела — судьей с участием двух заседателей — шеффенов. Судьи назначаются на должность Королем по представлению Министерства юстиции из числа лиц, имеющих не менее 15—20 лет профессионального стажа. Судьи пребывают в должности пожизненно или до достижения 70-летнего возраста.

Следует отметить устойчивость государственного устройства Дании, чему в немалой степени способствует стабильность ее Конституции.

Часть I ===>>>
Оглавление


© Источник: Конституции государств Европейского союза. - М.:Норма-Инфра-М, 1999. Перевод с английского В.И. Лафитского.-с.297-314.

Библиотека
Книжный магазин
Полезные ресурсы
Добавить ссылку
Форум
Отзывы туристов
Поиск попутчика
Партнеры
О проекте



Туры в Турцию! Посетителям сайта "Страны мира" - скидка 3%!



Подпишитесь на новости сайта "Страны мира"
Subscribe.Ru



Быстрый переход к стране:

Выскажите свои замечания о работе сайта,
предложения по улучшению навигации, структуры, дизайна,
информационному наполнению проекта "Страны мира".
Что бы Вы хотели увидеть в будущем? Чего не хватает?
http://www.countries.ru/ opros2004.htm