<----- Вернуться в оглавление раздела "Школы культурологии"
В качестве доказательства приверженности христианства идее если не равноправия,
то, по меньшей мере, единства и солидарности человека и природы, приводятся
достаточно многочисленные имена святых, богословов и ученых-христиан, ставших
подлинными подвижниками экологической мысли и действия. Из них всякий образованный
человек должен знать по крайней мере двух: одного - представляющего уже
канонизированное прошлое религии; другого - почти нашего современника, внесшего
огромный вклад в общечеловеческую культуру. Это Франциск Ассизский (1181-1226)
и Альберт Швейцер (1875- 1965).
Св. Франциск, жизнь которого Н.А. Бердяев охарактеризовал как "величайший факт
христианской истории после жизни Самого Иисуса Христа", вошел в историю в качестве
основателя католического Ордена нищенствующих монахов - францисканцев. Он стремился
заме-нить несомненно содержащуюся в Библии идею господства человека над природой идеей
"равенства всех тварей", за что в свое время воспринимался некоторыми церковными
догматиками чуть ли не как "еретик". Впоследствии он был канонизирован и уже в 1979 г.
провозглашен небесным покровителем всех, занимающихся экологией. По выражению нынешнего
папы Иоанна Павла II, Франциск Ассизский "предлагает христианам пример самого
настоящего и полного уважения к целостности творения. Друг бедных, любимый тварями
Божьими, он призывал всех - животных, растения, природные силы, а также братца
Солнце и сестрицу Луну - воздать почести и восхвалять Господа". Что касается главного
обвинителя христианства в современных экологических бедах Л. Уайта, то он охарактеризовал
легендарного католического святого так: "Величайший революционер духа в западной истории
св. Франциск выдвинул альтернативный христианский взгляд на природу и на место человека
в ней, попытавшись заменить идею безграничного господства человека над тварью другой идеей
равенства всех тварей, включая и человека. Он потерпел неудачу"'.
Дело и идеи св. Франциска Ассизского в новых исторических условиях и уже не только
на религиозной, но и на научной основе через семь веков продолжил Альберт Швейцер.
<----- Вернуться в оглавление раздела "Школы культурологии"