countries

Франциск Азисский

<----- Вернуться в оглавление раздела "Школы культурологии"

В качестве доказательства приверженности христианства идее если не равноправия, то, по меньшей мере, единства и солидарности человека и природы, приводятся достаточно многочисленные имена святых, богословов и ученых-христиан, ставших подлинными подвижниками экологической мысли и действия. Из них всякий образованный человек должен знать по крайней мере двух: одного - представляющего уже канонизированное прошлое религии; другого - почти нашего современника, внесшего огромный вклад в общечеловеческую культуру. Это Франциск Ассизский (1181-1226) и Альберт Швейцер (1875- 1965). Св. Франциск, жизнь которого Н.А. Бердяев охарактеризовал как "величайший факт христианской истории после жизни Самого Иисуса Христа", вошел в историю в качестве основателя католического Ордена нищенствующих монахов - францисканцев. Он стремился заме-нить несомненно содержащуюся в Библии идею господства человека над природой идеей "равенства всех тварей", за что в свое время воспринимался некоторыми церковными догматиками чуть ли не как "еретик". Впоследствии он был канонизирован и уже в 1979 г. провозглашен небесным покровителем всех, занимающихся экологией. По выражению нынешнего папы Иоанна Павла II, Франциск Ассизский "предлагает христианам пример самого настоящего и полного уважения к целостности творения. Друг бедных, любимый тварями Божьими, он призывал всех - животных, растения, природные силы, а также братца Солнце и сестрицу Луну - воздать почести и восхвалять Господа". Что касается главного обвинителя христианства в современных экологических бедах Л. Уайта, то он охарактеризовал легендарного католического святого так: "Величайший революционер духа в западной истории св. Франциск выдвинул альтернативный христианский взгляд на природу и на место человека в ней, попытавшись заменить идею безграничного господства человека над тварью другой идеей равенства всех тварей, включая и человека. Он потерпел неудачу"'. Дело и идеи св. Франциска Ассизского в новых исторических условиях и уже не только на религиозной, но и на научной основе через семь веков продолжил Альберт Швейцер.

<----- Вернуться в оглавление раздела "Школы культурологии"

 


Домой Библиотека Гостевая книга Новые ссылки