<----- Вернуться в оглавление раздела "Теория культуры"
В качестве доказательства приверженности христианства идее если не равноправия,
то, по меньшей мере, единства и солидарности человека и природы, приводятся
достаточно многочисленные имена святых, богословов и ученых-христиан, ставших
подлинными подвижниками экологической мысли и действия. Из них всякий образованный
человек должен знать по крайней мере двух: одного - представляющего уже
канонизированное прошлое религии; другого - почти наше-го современника, внесшего
огромный вклад в общечеловеческую культуру. Это Франциск Ассизский (1181-1226)
и Альберт Швейцер (1875- 1965).
Выдающийся немецко-французский мыслитель, врач, музыковед и протестантский теолог,
сформулировавший знаменитую философскую доктрину "благоговения перед жизнью", он
так определил ее глубокую духовную связь с учением своего католического предшественника:
"Для святого Франциска этот моральный принцип - источник вдохновения. Для меня же он
- требование разума".
Сама жизнь Швейцера напоминает средневековое подвижничество и
миссионерство: родившись в бедной религиозной семье в Эльзасе и обладая выдающимися
способностями, он делал успешную научную карьеру, но внезапно в его душе произошел
глубокий внутренний переворот, и в 1913 г. вместе с женой, сестрой милосердия, он
поселился в далекой африканской стране Габоне (в то время немецкой колонии), где на
собственные средства основал больницу для туземцев. Их лечение и просвещение, а
также охрана окружающей среды стали с тех пор главным делом его жизни, цели-ком
отданной активному милосердию и гуманизму. За полувековую самоотверженную деятельность
по упрочению взаимопонимания между народами и многочисленные антивоенные выступления А.
Швейцеру в 1952 г. была присуждена Нобелевская премия мира.
Подобно Франциску Ассизскому, провозглашавшему равенство перед Богом всех тварей,
Швейцер
считал, что любая жизнь, даже та, что, с человеческой точки зрения, находится на очень
низком уровне, священна. И законы нравственности он выводил не только из взаимоотношений
людей, но и из их взаимоотношений с другими живыми существами и шире - с Природой.
Впрочем, для изложения сути своей философии "благоговения перед жизнью" лучше всего
предоставить слово самому великому гуманисту: "Как только человек стал мыслящим,
он почувствовал потребность относиться с благоговением к каждому живому существу и уважать
его как собственную жизнь. В своей жизни он как бы переживает чужую жизнь. Сохранять жизнь,
двигать ее вперед, довести развивающуюся жизнь до высшей ступени - значит для него делать
добро; уничтожать жизнь, мешать жизни, подавлять развивающуюся жизнь - значит для него
делать зло. Это необходимый, абсолютный, основной принцип морали. Главной ошибкой всех
до сих пор видов этики было мнение, что заниматься нужно отношением человека к человеку.
В действительности же речь идет о том, как человек относится к миру и ко всему живому,
что его окружает. Он станет этичным лишь тогда, когда жизнь как таковая, жизнь растений
и животных будет для него так же священна, как жизнь человека, и когда он посвятит себя
жизни, находящейся в бедствии"'. В этом программном высказывании Швейцер опирался, в
частности, на мысли любимого и почитаемого им Л.И. Толстого, который говорил:
"Не убий относится не к человеку только, но и ко всему живому. Заповедь эта
была записана в сердце человека прежде, чем она была записана на скрижалях".
Чувство ответственности перед всем живым, естественно, приводило А. Швейцера к
мучительным размышлениям о смысле и судьбах человеческой культуры, точнее, ее
определенного этапа - современной цивилизации. Как культуролог, он является
автором многих фундаментальных работ: "Распад и возрождение культуры" (1923),
"Культура и этика" (1923), "Христианство и мировые религии" (1962) и др.
В конце жизни он даже задумал написать книгу на такую "крамольную" тему,
как "культурное государство", однако не нашел в современном ему мире ни одной
страны, которая могла бы стать материальным аналогом его представлений о подобном,
пока несбыточном феномене. Взгляды Швейцера на современную культуру, порожденную
индустриальным обществом, были в целом достаточно пессимистичными, хотя и не лишенными
надежды на будущее. Он считал, что в культурном отношении человечество и его социальные
структуры приближаются к катастрофе, после которой, однако, возможен новый Ренессанс,
"гораздо более величественный, чем тот, который уже был".
Вот как Швейцер описывает
современное состояние западной культуры: "Но сейчас уже для всех очевидно, что
самоуничтожение культуры идет полным ходом. Даже то, что еще уцелело от нее, ненадежно.
Оно еще производит впечатление чего-то прочного, так как не испытало разрушительного
давления извне, жертвой которого уже пало все другое. Но его основание так же непрочно,
следующий оползень может увлечь его С собой в пропасть... Способность современного человека
понимать значение культуры и действовать в ее интересах подорвана, так как условия, в
которые он поставлен, умаляют его достоинство и травмируют его психически"'.
В чем же состоит, по Швейцеру, эта психическая "травма", этот кризис современной культуры?
Подчеркивая, что ее основой является не материальная, а духовная жизнь, он считает,
что во всем виновато чрезмерное давление коллективов на отдельного индивида, в результате
чего ему не удается развивать свои духовные и нравственные задатки (вспомним "массовую
культуру"), что в современном мире место правды заняла пропаганда, что историю люди
превратили в культ лжи, а сочетание учености и предвзятости стало обычным делом; что
свобода мышления изъята из употребления, ибо миллионы оболваненных существ отказываются
мыслить; что, теряя индивидуальность, мы даже не сознаем своей духовной нищеты и фактически
живем в неком новом средневековье.
Если вернуться к философским истокам культурологии и таким ее фигурам, как Кант и Гегель,
то симпатии Швейцера находятся целиком на стороне первого с его моральным "категорическим
императивом". Движущей пружиной культуры он, как и Кант, считал нравственность,
а не гегелевский "мировой разум" или "абсолютное знание". При этом он приводил такое
образное сравнение: "Гегель как бы стоит на капитанском мостике океанского парохода и
объясняет пассажирам тайны машин судна, приводимого в движение этими машинами, и тайны
вычисления курса. Но он совершенно упускает из виду тот момент, что необходимо постоянно
поддерживать огонь в топках (т.е. огонь этики). Поэтому скорость движения судна
постепенно падает. Оно теряет управляемость и становится игрушкой штормовой стихии".
Завершая краткую характеристику культурологических идей А. Швейцера, следует подчеркнуть,
что, помимо Франциска Ассизского, своими предшественниками он считал китайских и
индийских мыслителей и, в частности, в 1936 г. написал о восточной философии книгу
"Индийская мысль и ее развитие", внеся таким образом существенный вклад в обоюдное
взаимообогащение западной и восточной культур.
<----- Вернуться в оглавление раздела "Теория культуры"