Библиотека > Персоналии >
Гумбольдт Вильгельм
Первые попытки осмысления феномена языка можно увидеть уже
в античной философии — диалоги Платона и «логос» Гераклита, работы Аристотеля и «лектон» стоиков. За знаменитым спором средневековых номиналистов и реалистов также стоит стремление разрешить вопрос об онтологической природе языка. Однако только в Новое время становится возможным исследование языка как феномена
человеческой культуры. Впервые это удалось Вильгельму фон Гумбольдту, создателю деятельностно-энергетической концепции языка.
Последняя органично вошла в современную философию культуры,
философию языка и антропологию. По Гумбольдту, каждый язык имеет
свою «внутреннюю форму», специфическую структуру, (грамматический строй и присущие ему способы словотворчества — например,
«способ обозначения, именования»), обусловленную «самобытностью
народного духа». Понимая язык как орган, образующий мысль, Гумбольдт подчеркивает зависимость языка от мышления и обусловленность его каждым конкретным языком, заключающим в себе свою
национальную самобытную классификационную систему, которая определяет мировоззрение носителей данного языка и формирует их
картину мира. Говоря о том, что, овладевая другими языками, человек
расширяет «диапазон человеческого существования», Гумбольдт имел
в виду именно постижение лри помощи языка — через «языковое
мировидение» — картины мира другого народа.
Продолжая в целом заложенные Гумбольдтом традиции — интерес к семантической стороне языка, изучение языка в неразрывной
связи с культурой конкретного народа, подчеркивание активной роли языка в мышлении и познании, — неогумбольдтианская школа (в
основном в лице ее европейских представителей) опирается на философское учение Э. Кассирера.