На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки        ФОРУМ "Studia humanitas"

 


Библиотека > Культура еврейского народа > Еврейские книги > «Мишнэ-Тора»

Великий философ XII в. Рамбам составил первый полный кодекс еврейского права и назвал эту 14-томную работу «Мишнэ-Тора». Во введении Рамбам выразил надежду, что люди смогут консультироваться с Торой и его кодексом, чтобы находить подходящее предписание без обращения к другим текстам.

Рамбам написал свой кодекс в форме развернутого комментария к Торе и ее 613 заповедям. Прежде чем обратиться к предписаниям в области брачно-семейных отношений, он отметил, что четыре из 613 заповедей прямо связаны с ними. А законы против идолопоклонства базируются на 51 предписании Торы.

Первый из 14 томов Мишне Тора называется Книга знаний. Здесь помимо прочего содержатся предписания, касающиеся веры в Б-га, идолопоклонства, раскаяния и изучения Торы. Требования в отношении последнего звучат довольно утопично: ремесленник, считает Рамбам, который может заработать на жизнь, трудясь три часа в день, должен проводить девять часов в изучении Торы (Законы, касающиеся изучения Торы, 1:12; см. «Еврейская школа/талмуд-тора).

В ряде случаев философское миросозерцание Рамбама сказывается на его религиозных постановлениях. Его особенно раздражали евреи, которые считали, что Б-г имеет физическую плоть. В Законах о раскаянии (3:6—7) он пишет, что евреи, буквально интерпретирующие те стихи Торы, которые придают Б-гу физические характеристики (например, «перст Б-жий») — еретики, которым нет места в грядущем мире. Некоторые из самых известных современников Рамбама нападали на него за то, что он лишает таких наивных евреев небес.

Остальные 13 томов «Мишнэ-тора» очерчивают гражданскую и ритуальную сферы еврейского права. Рамбам детализирует правила благословений, обрезания, различных праздников, отношений полов, законы кашрута и этику предпринимательства в специальных разделах.

Некоторые современные ученые считают, что, составляя «Мишнэ-Тора», Рамбам пытался не больше не меньше как составить конституцию и законы будущего еврейского государства. Он включил сюда специфические детали, даже установления о жертвоприношении животных в Храме, хотя в своих философских работах писал, что жертвоприношения вошли в Библию как уступка религиозным традициям более примитивного времени, подразумевая, что они больше не возродятся. Тем не менее, поскольку Храм может быть восстановлен, а его личные взгляды на жертвоприношения отвергнуты, Рамбам включил и эти установления.

По всем юридическим вопросам Рамбам принимал решения в духе Талмуда, хотя иногда формулировал свое учение в новых категориях,— например, в описании восьми степеней благотворительности (см. «Цдака»). Высшая степень благотворительности — предоставление бедному займа или включение его в ваше дело, чтобы он больше не нуждался в благотворительности (Дары бедным, 10:7).

Хотя юридические кодексы — обычно скучное чтение, это к Мишнэ-Тора не относится. Рамбам часто перемежает свои правовые решения страстными комментариями философа. В установлениях об убийстве он утверждает, что семье жертвы запрещается принимать компенсацию за убийство, так как «жизнь убитого — не собственность (семьи), а принадлежит Б-гу, а в Торе сказано: «Более того, не принимай воздаяния за жизнь убитого» (Бемидбар, 35:31). Нет ущерба, по поводу которого закон столь строг, как по поводу кровопролития, ибо сказано: «Так что не оскверняй землю, на которой находишься, ибо кровь оскверняет землю» (Бемидбар, 35:33)... (Убийство и сохранение жизни, 1:4).

Рамбам заключает «Мишнэ-Тора» размышлениями о временах Машиаха, где дает утопическую картину совершенного мира: «Ученые и пророки не ждали дней Машиаха для того, чтобы Израиль мог бы господствовать над миром или править язычниками, или принимать восхищение народов, или есть, пить и радоваться. Они надеялись, что Израиль будет свободен, чтобы посвятить себя Закону и мудрости, чтобы никто не угнетал и не мешал ему, и таким образом он будет достоин жить в будущем мире (в эру Машиаха), когда больше не будет голода и войн, зависти и борьбы... Единственным занятием всего человечества будет познание Г-спода... И земля будет полна знанием Г-спода, как море полно воды» (Йешаягу, 11:9; Цари и войны 12:4—5).

Помимо Торы, Талмуда и философии заметны и другие влияния на мышление Рамбама. В одном особенно неудачном случае он оправдывает телесное наказание непослушной жены (Законы о браке, 21:10)—это, видимо, явное отражение влияния исламского общества, которое Рамбам знал по Египту. Хотя закон Корана запрещает систематическое избиение женщин, наказание непослушных жен там разрешено (Коран, 4:38). Современники Рамбама в Европе были шокированы: «Избиение жен неслыхано среди детей Израиля»,— писал Рабейну Там.

Хотя сегодня раввины, особенно ортодоксальные, обычно опираются в своих правовых суждениях на «Шулхан арух» (кодекс еврейского права XVI в.), они по спорным вопросам неизменно консультируются с мнением Рамбама. Ведь и сам «Шулхан арух» в основном следует книге «Мишнэ-Тора».

Нерелигиозные евреи и неиудейские ученые знают Рамбама в основном как философа и автора средневековой классики — «Морэ невухим». Его значение для ортодоксальных евреев, однако, в гораздо большей степени вызвано книгой «Мишнэ-Тора», чем философскими трудами.




Телушкин Йосеф. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. - М.:Лехаим, 1998.- 574с.



Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!

Выскажите свои замечания о работе библиотеки, предложения по улучшению навигации, структуры, дизайна, информационному наполнению проекта "Библиотеки по культурологии". Что бы Вы хотели увидеть в будущем? Чего не хватает?
Внимание!
Если вы хотите получить ответ, то указывайте свое имя и контактный адрес.

   Ваше сообщение


   

Наиболее интересные пожелания


1. Предложения по структуре: не хватает более конкретных и структурированных материалов, лучше было бы каждую эпоху расписать по странам, например "Средневековая Англия" или Франция.

2. Оформление: Побольше иллюстраций / предлагаю оформить в виде старого сжатого листа / ярче / в виде старой книги

3. Просят добавить материалов по следующим темам: Театр Кабуки, орнаменталистика, о ливийских арабах, побольше информации о произведениях Вольтера..... (список будет продолжен)


Семиотика и семиосфера Lingvisto.org - языковая энциклопедия Allbest.ru КУПИТЬ КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других