Вспомним законы художественно-педагогического общения, о которых шла речь во второй главе. Четвертый, последний, закон мы сформулировали так: общение на уроке не состоится без воплощения своих позиций каждой из общающихся сторон. На уроке обязательно «высказывается» искусство, наполняя его своим пафосом. «Высказыванием» учителя является сам урок, в котором выражается его собственное отношение к произведению. Свою позицию должен иметь и обязательно высказать и каждый из учеников.
Каким же должно быть «высказывание» учеников на уроке-общении с искусством? Представим его идеальную модель.
По содержанию это «высказывание», конечно же (как и «высказывания» других «партнеров»), ценностно-эстетическое, т. е. оно об искусстве, которое пропущено сквозь ум и сердце ученика и в котором звучит его личное мнение, его отношение — его голос (термин М.М. Бахтина).
Если говорить о форме, то «высказывания» учеников на уроке искусства могут быть самыми разнообразными — в зависимости от тех этапов восприятия, в которых они воплощаются.
Но откуда же ученикам знать, спросите вы, какими должны и какими не должны быть их высказывания по форме и содержанию в тот или иной момент урока?
Во-первых, ученики должны захотеть высказать что-то, и, во-вторых, их «высказывания» будут являться откликами на вопросы и задания, с которыми обратится к ним учитель. Именно учитель, являясь «партнером»-инициатором общения, будет побуждать учеников к высказываниям, контролируя (позволю себе использовать это, казалось бы, неуместное здесь слово) и оценивая их с точки зрения формы и содержания.
Рассмотрим различные этапы восприятия с целью определить характер «высказываний» школьников на каждом из них.
Предположим, только что прозвучало в классе музыкальное произведение и ученики еще находятся под его воздействием. Можно ли, не обращая на это внимания и поглядывая на часы, завалить их вопросами и ожидать тут же четких, логичных и длинных ответов? Разумеется, нет. Не будет ни одной поднятой руки, если музыка действительно глубоко их взволновала. Ученики еще находятся в состоянии потрясения, сопереживания. Работа мысли, а вместе с ней и формулирование предложений придут позднее. Сейчас же, на этапе первоначального восприятия, ответными высказываниями школьников станут их позы и глаза (назовем их говорящими), а также краткие ответы-реплики — в них отразятся душевное состояние, в котором они находятся, и, может быть, самая-самая первая оценка воспринятого произведения.
Кроме того, на этом же этапе восприятия можно предложить школьникам, непременно выделив на это нужное количество времени, сделать в своих тетрадях краткие записи-наброски по поводу только что прослушанной музыки, прочитанного литературного произведения, просмотренной картины: сделать, скажем, словесную зарисовку (не ошибемся, назвав ее импрессионистической) себя, своей души после восприятия какого-то произведения, или дать, например, характеристику музыки — хотя бы только прилагательными, или отметить настроение, которым лроникнуто стихотворение, и т. п. Такие наброски-впечатления по желанию школьники могут сделать и с помощью средств изобразительного искусства — карандашами, акварелью, фломастерами, а может быть, и с помощью искусства танца, пластического движения. Знакомиться с подобными высказываниями-зарисовками чрезвычайно интересно — вот уж поистине слышится многоголосый хор впечатлений, мнений, образов!
А вот на этапе осмысления восприятия уже можно ждать от учащихся развернутых «высказываний», содержащих их собственную позицию относительно художественного произведения и доказывающих, объясняющих ее.
Прежде всего это устные ответы-размышления, возражения, согласия в процессе беседы-диалога на уроке или после урока,
в них большое значение играет мысль, анализирующая и объясняющая первоначальные впечатления учеников, проникающая в замысел автора художественного произведения, стремящаяся понять других партнеров, их мнения, позиции.
Это и письменные высказывания — развернутые ответы на вопросы, данные учителем, или же свободные высказывания школьников относительно произведений искусства, с которыми они встретились на уроке или же познакомились вне школы, самостоятельно посещая музеи, выставки, концертные залы, театры, читая художественную литературу или научно-популярные книги об искусстве. Эти высказывания ученики делают в своих рабочих тетрадях или в дневниках читателя, зрителя, слушателя, а может быть, и в коллективном классном журнале, названном, например, «Журналом путешествий на корабле МХК», где каждый имеет возможность, внеся свою запись, поделиться своими чувствами и мыслями, прочитать высказывания одноклассников, согласиться или поспорить с ними — так диалог об искусстве, начатый на уроке, продолжится и после него.
Наконец, это самостоятельные творческие работы учеников, созданные ими дома или на специально отведенных уроках творчества: сочинения в виде рассказов, писем, очерков, стихотворений, драматических отрывков; рисунки и иллюстрации художественных произведений; инсценирование самостоятельно написанных сценариев или отрывков из пьес.
Среди перечисленных форм «высказываний» школьников важное место занимают «высказывания» в виде дневниковой записи и письма. Это не случайно, так как эти формы высказываний по своей сути диалогичны. Им свойственны «исповедальность», «ощущение себя на фоне других», «острое ощущение собеседника», предчувствующее «его возможные реакции, его возможный ответ»1. Дневниковая запись или письмо являются замечательным способом продолжения спровоцированного на одном из уроков, диалога уже после этого урока, вне школы, наедине с собой.
Теперь вспомним задачи преподавания художественной культуры, сформулированные в первой главе, в связи с этапами эстетического роста учеников, которые легко представить в виде ступенек лесенки, стремящейся вверх:
__________
Бахтин ММ. С. 238.
Каждой ступеньке эстетического роста соответствует определенная группа «высказываний» школьников. Первой — высказывания в виде набросков-впечатлений, зарисовок-фиксаций своего внутреннего состояния. Второй — развернутые высказывания, доказывающие и объясняющие свою позицию по отношению к какому-либо художественному произведению, а также содержащие обобщенное представление о художественной культуре какого-либо исторического периода, мировой художественной культуре как целостности. И третьей ступеньке — высказывания, представляющие собой самостоятельные художественно-творческие работы учеников.
Понятно, что «высказывания» ребят совершенно естественно являются средством определения уровня их эстетической активности, а значит, проверки результативности преподавания, достижения цели и задач предмета, они являются также и способом оценивания учеников, выставления им отметок. Но это только с одной стороны. С другой — «высказывания» школьников на всех трех ступеньках лесенки их эстетического роста являются и средством их собственного самовыражения, происходящего по воле и желанию самих учеников, а значит, приносящего им удовлетворение и радость. Радость от общения, от возможности поделиться своими мыслями и чувствами, радость от творчества — от самого процесса творчества и от полученных от него результатов, от осознания своих собственных способностей к творческой деятельности.
Следует отметить, что все три этапа эстетического роста учеников находятся в тесных взаимоотношениях друг с другом. «Высказывания» каждого из этапов могут присутствовать на любом уроке и внеклассном занятии, хотя «высказывания» одной ступеньки обычно доминируют. Как правило, на рядовых уроках доминируют высказывания первой ступеньки, подчиняющие себе высказывания второй и третьей ступенек. На заключительном, или обобщающем, уроке какой-либо темы или раздела могут доминировать высказывания второй ступеньки; высказывания третьего этапа могут одновременно являться высказываниями первого или второго этапов.
Говоря об организации общения на уроках мировой художественной культуры, мы ни разу не употребили слова «игра». Хотя игрой в них пронизано все от начала и до конца. Чем больше урок приближается к искусству, проникаясь его свойствами, тем все сильнее он наполняется игрой. Потому что у игры и искусства единые истоки, общие корни, игра является самой сутью художественного творчества.
Посудите сами, разве нет игры в том, что у нас на реальном школьном уроке присутствуют три «партнера», три равных и уникальных «собеседника», среди которых такой, как искусство, и все три, заинтересованные друг в друге, «высказываются»? А нет ли игры в организации на уроке сопереживания художественному произведению или его автору, в возникновении у школьников желания пожить чужой жизнью, проникнуться его чувствами и значимостями, ощутить себя на месте другого и одновременно при этом оставаться самим собой? Можно смело рассматривать урок-общение с искусством как «игру с правилами», с «предлагаемыми обстоятельствами» — игру художественную, а «высказывания» ребят на нем — элементом этой игры, являющимся всегда результатом творческого вдохновения, эстетической деятельности.
Помимо игр художественных и в сочетании с ними на уроках художественной культуры используются и игры-соревнования. Соревнование, например, лежит в структурной основе заключительных занятий по предмету, которые по традиции преподавания МХК в школах называются турнирами знатоков художественной культуры. Это итоговые, обобщающие занятия, которые проводятся обычно во внеурочное время с несколькими классами одной параллели. Если посмотреть на эти занятия с точки зрения рассматриваемой проблемы эстетического развития учащихся, то они, несомненно, являются кульминационным проявлением эстетической активности школьников на каком-то определенном этапе их знакомства с мировой художественной культурой. Коллективные и индивидуальные высказывания школьников на турнирах различаются по содержанию, форме, стилю и характеру, но каждое из них представляет собой «высказывание» одного из трех уровней лесенки эстетического роста школьников: это «высказывания», связанные либо с восприятием художественного произведения, либо с постижением обобщенной художественной картины мира, либо представляющие собой самостоятельные художественно-творческие работы учеников.
Турниры знатоков художественной культуры можно сопоставить с привычными для школы формами проверки знаний — зачетом, итоговой контрольной работой или экзаменом. Но этот экзамен-турнир по МХК превращается для школьников, в праздник, на котором царит атмосфера эмоционального подъема и творчества, витает дух игры-соревнования, где каждый из участников стремится максимально проявить все свои человеческие возможности, быть лучшим и в то же время не подвести свою команду.
А теперь почитаем «высказывания», шестиклассников, сделанные ими на уроках художественной культуры Древнего мира, и окунемся в обстановку, в которой они создавались.
Тема «Художественная культура Ассирии и Вавилонии»
Передо мной пачка накопленных тетрадных листков с высказываниями ребят — наброски-впечатления, размышления, фантазии...
Вот маленькое стихотворение, написанное одной ученицей и явившееся, вероятно, ее откликом на самый первый урок темы:
Размышление над картой Месопотамии
Куда, Евфрат несет волны,
Где он их остановит ?
Когда с братом своим он сольется ?
А может, Тигр его не догонит
И разойдутся они навсегда.
Смирнова О.
Сильное впечатление на моих шестиклассников произвели скульптуры быков-«шеду»:
«Бык с человеческой головой и крыльями поразил меня своими гигантскими размерами и необычностью. Но загадочней всего мне показалась его пятая нога. Как интересно изобразил скульптор это фантастическое животное! Оно как бы движется, выставляя вперед лишнюю ноту. По-моему, это очень интересно!
Малышева О.»
«Я долго думала, почему у быка пять ног? Но сначала мне пришлось ответить еще на один вопрос: а зачем таких быков вообще поставили перед входом во дворец?Бык и человек— это сочетание силы (быка) и ума (человека). 'При этом, если согласиться с учеными, 'пятая нога была нужна древнему художнику для того, чтобы бык казался шагающим. Он как бы и шел вместе с человеком во дворец, но и предупреждал его о силе, мудрости и власти царя.
Лукьянчук А.»
Ответная реакция на поразивший школьников рассказ о Вавилоне и его раскопках отразилась в их рисунках-фантазиях. Каждый из учеников представил свой собственный образ древнего легендарного города. Здесь самые невероятные конструкции разрушенной два тысячелетия назад Вавилонской башни, но она непременно уходит в небо; узкая, как каменный мешок, улица Процессий с пугающими изображениями невиданных зверей на мощных и высоких стенах; конечно же, масса вариантов «седьмого чуда света» — висячих садрв Семирамиды, в глубине которых видна сама вавилонская царица, печальная, мечтающая о своей родине. (Образ Семирамиды у ребят, несомненно, навеян стихотворением Н. Гумиле
В садах вечнозеленых
В садах, где есть покой, Где сказочные звуки
Текут сплошной рекой, Лежит Семирамида
В печали и тоске. Лежит и думает о родине—
О прекрасном лесном уголке.
Смирнова О.
А сейчас я держу в руках сочинения шестиклассников, написанные ими на самом последнем уроке темы — уроке творчества. Он оказался неожиданным для учеников и назывался «Волшебное путешествие».
Начала я урок пересказом отрывка одной из сказок Г.Х. Андерсена: «Было уже поздно. Советник юстиции Кнап собирался домой, все еще размышляя о временах короля Ганса. И надо же было случиться, вместо своих калош он надел калоши счастья. Как только он вышел на улицу, волшебная сила калош немедленно перенесла его во времена короля Ганса, и ноги его тот час же утонули в непролазной грязи, потому что при короле Гансе улиц не мостили...»
Вижу поднявшиеся руки ребят, узнавших сказку «Калоши счастья». Представьте, говорю, что вы тоже надели калоши счастья и попали... в Месопотамию VIII—VII вв. до нашей эры!!! И вот вы уже прогуливаетесь по одной из улиц Ниневии, Дур-Шаррукина или Вавилона... Я очень хочу, чтобы каждый поделился впечатлениями о своем необыкновенном путешествии, написав небольшой рассказ или письмо другу. «Припомните» (на основе того, что вы знаете, и заставив работать свое воображение) и постарайтесь описать детально ваши разговоры с людьми, ваши ощущения, чувства, мысли, которые овладевали вами в те незабываемые мгновения. Ваши записи будут обязательно «опубликованы» и, несомненно, станут ценнейшим документом для ассириологов! (Это задание я кратко написала и на доске.)
И вот 40 минут внутренней сосредоточенности и творческого полета...
Каждому хочется, чтобы его первое «произведение» было прочитано и оценено по заслугам.
После знакомства с художественной культурой Месопотамии, Древнего Египта и Палестины было организовано внеклассное обобщающее занятие в форме турнира знатоков художественной культуры. Команды, представляющие три 6-х класса и состоящие из десяти человек, и болельщики, которыми являлись остальные ученики классов, приняли участие в соревновании. Первая команда называлась «Слуги Иштар. Месопотамия», вторая — «Дети Солнца. Египет» и третья — «Избранные богом. Палестина».
Турнир, который мы назвали строкой из древнеегипетского гимна «Есть ли подобный Имхотепу?» (Имхотеп — зодчий, по замыслу которого была воздвигнута пирамида Джосера), проходил в актовом зале. Он начался музыкой — вступлением в опере Дж. Верди «Аида» и моими словами, обращенными ко всем участникам, о том, что искусство древних цивилизаций живет в нашей современности и что мы все собрались здесь,
чтобы еще раз представить себя вместе с героями художествен^ ных произведений древних Месопотамии, Египта и Палестины, понять их заботы и мечты, разделить с ними их радости и печали.
Первый конкурс — конечно же, приветствие и представление команд, к нему ребята долго и серьезно готовились. Команды составляли развернутые творческие «высказывания» в форме сценариев, которые должны были представить на турнире. (Безусловно, я не раз встречалась с каждой из команд, руководя процессом подготовки к турниру, помогала ребятам ,на всех этапах создания выступления-приветствия, а также подготовки домашнего задания, о котором будет рассказано ниже: замысел сценария, написание его текста, его редактирование, распределение ролей, разработка костюмов и декораций, продумывание режиссерского решения, репетирование.) Кто представит своих героев более художественно, ярко, интересно? Оцениваются содержание (сам сценарий представления), инсценирование (воплощение его на сцене) и оформление «высказывания» команды.
И жюри, состоявшему из учителей (которые ведут в параллели шестых классов литературу, историю и другие предметы), и шестиклассникам (по 1—2 человека от каждого из трех классов), и всем присутствующим болельщикам очень понравился сценарий команды 6 «Г» класса «Избранные богом. Палестина»: «экскурсия» по музею восковых скульптур, где находились скульптуры Адама и Евы, Ноя и его сыновей, Авраама и Сарры, Иакова и Рахили, Моисея, Давида и Вирсавии. Но Инсценировку и ее актерское воплощение жюри признало лучшим у команды 6 «В» класса «Дети Солнца. Египет». Привожу полностью их сценарий.
На сцене комната ученика 6 класса Коли. Он сидит за столом, заваленным книгами, читает с увлечением одну из книг, откладывает ее, берет другую.
Коля (читает). «На египетском троне восседали фараоны тридцати династий, их было более двухсот. Среди них выделяется один. Он бесстрашно сверг бога Амона, более чем тысячелетнего по возрасту, и провозгласил культ единого зримого бога солнечного диска Атона. Он не отличался воинственностью, зато его царство было богато великолепными мастерами — гениями зодчества, ваяния и живописи».
(Кладет руку на книгу, голову на руку и засыпает. Свет отключается на короткое время. Затем включается: в комнате перед Колей стоят фараон, его жена и его свита— жрец, писец, зодчий, рабы, слуги.)
Коля (поднимает голову и протирает глаза, увидев перед собой фараона и его свиту). Вы — кто??
Фараон Эхнатон. Я? Я???
(К Коле подбегает один из слуг фараона.)
Слуга (громким шепотом Коле на ухо). Почтенный, это фараон! Сам фараон Эхнатон и его жена Нефертити. (Кланяется.)
Коля (удивленно). Фараон? Эхнатон? Да я же только что читал о нем! (Встает, обращаясь к Эхнатону.) О владыка, да живешь ты вечно! (Кланяется.) Меня зовут Николай. (Протягивает фараону руку.)
Ф а р а о н. Где я? Где я??!
Коля. Владыка, ты в конце XX в. нашей эры, в моей комнате, и ты явился мне во сне. Не бойся, я проснусь, и ты снова будешь в Египте XV в. до нашей эры.
Ф ар а о н (с повелительной интонацией). Но... мы сейчас должны быть в храме Атона! Коля. Пожалуйста, о властелин, не исчезай. Выручи меня! Понимаешь, у нас скоро турнир по МХК. Я хочу побольше узнать о тебе и твоей свите. (Жалостливо.) Смилуйся над смиренным рабом твоим, прикажи людям твоим рассказать о себе...
Нефертити (обращаясь к Эхнатону). Муж мой, сделай так, как хочет этот милый посланец неба.
Фараон. Ты права, Неферт. (Подумав.) Он расскажет о нас потомкам! (Обращаясь к Коле.) Я Эхнатон. Я хочу, чтобы меня так называли все и всегда. Я сверг культ Амона, мой бог — Атон! Я уверен, люди будут помнить мои реформы.
Свита (все вместе).
Ты един!
В обличье живого Атона...
Царь, в истине сущий,
Властитель Обеих Земель,
Повелевает он Верхним и Нижним Египтом.
Имя ему — Ехнатон владыка сиянья;
Продлится безмерно время жизни его.
Совместно с любимой супругой,
арицей Обеих Земель, Нефертити.
Ей благодать ниспошли до скончанья веков1,
Нефертити. Имя мое — Нефертити. Оно говорит само за себя: прекрасная пришла. Моя красота не померкнет в веках, я верю, имя мое будут знать миллионы. Мой друг скульптор Тутмес донесет до вас тонкие черты моего лица, мой нежный профиль, мою улыбку и мою чистоту...
Клеопатра. На устах поэтов и певцов любви будет имя «Клеопатра»!
Я — Клеопатра, я была царица,
В Египте правила восьмнадцать лет.
Погиб и вечный Рим, Лагидов нет,
Мой прах несчастный не хранит гробница.
В деяньях мира мой ничтожен след.
Все дни мои — то празднеств вереница,
Я смерть нашла, как буйная блудница...
Но над тобой я властвую, поэт!
Вновь, как царей, я предаю томленью
Тебя, прельщенного неверной тенью,
Я снова женщина — в мечтах твоих.
Бессмертен ты искусства дивной властью,
А я бессмертна прелестью и страстью:
Вся жизнь моя — в веках звенящий стих2.
Зодчий. Гробницы, пирамиды, что строились из камня, они, как скалы, вечны. И фараона имя возносят высоко дворцы и храмы. Но рядом с фараоном потомки вспомнят зодчих, чьих рук творенья взирают молча сквозь тысячелетья на людей.
______________
1 Отрывок из древнего Гимна Солнцу в переводе В. Потаповой // Лирика Древнего Египта, М., 1965. С. 116—117.
2 Стихотворение В.Я. Брюсова «Клеопатра» // Восточные мотивы. Стихотворения и поэмы. М., 1985. С. 135.
П и с е ц. Я горжусь, что я писец. Мудры писцы, они оставили свое наследие в писаниях, в поучениях, сделанных ими.
Книга лучше расписанного надгробья
И прочной стены.
Написанное в книге возводит дома
и пирамиды в сердцах тех, кто читает ее.
Рабы (чередуя чтение по строфам).
Я жалкий раб царя. С восхода до заката
Среди других рабов свершаю тяжкий труд,
И хлеба вкус гнилой — единственная плата
За слезы и за пот, за тысячи минут.
Когда порой душа отчаяньем объята,
Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,
И каждый новый день товарища иль брата
В могилу общую крюками волокут.
Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен;
Как утренняя тень, исчезну без следа.
Меня с лица земли века сотрут, как плесень;
Но не исчезнет след упорного труда,
И вечность простоит, близ озера Мерида,
Гробница царская — святая пирамида1.
Фараон. Довольно. Мы уже слишком долго здесь задержались, нас ждет Атон (Обращаясь к писцу.) Преподнеси человеку небес папирус с писанием моим, отмеченный печатью Эхнатона.
(Писец отдает поклон фараону, подходит к Коле, кланяется и протягивает ему папирус. Свет гаснет. Потом зажигается. Коля проснулся.)
Коля (читает написанное на листке, который держит в руках). «Слава Атону, кто создал небо, чтобы светить с него. Дети Солнца».
_________________
1 Стихотворение В.Я. Брюсова «Египетский раб» // Восточные мотивы. Стихотворения и поэмы. М., 1985. С. 137.
Второй конкурс. После представления команд — разминка: нужно «разогреть» свои головы, «размять» себя перед сложными вопросами главного конкурса.
Сначала разминка для болельщиков — игра «Третий лишний». Читаю три слова. Нужно назвать лишнее слово и объяснить, почему именно оно является лишним в данной тройке. Жюри оценивает того, кто первым поднимет руку и даст правильный ответ. Итак:
Давид Саргон Ревекка
Соломон Дур-Шаррукин Нефертити
Моисей Ашшурбанипал Рахиль
Иштар Имхотеп Набополасар
Исида Джосер Ботта
Ра Хеопс Шампольон
Иосиф Ра Фивы
Гилъгамеш Шу Гелиополь
Иаков Мардук Ниневия
Во время игры стояла полная тишина: нужно сосредоточиться, чтобы выбрать нужное слово.
— Моисей! Потому что Давид и Соломон цари, а Моисей— первый пророк, выведший израильтян из Египта.
— Дур-Шаррукин! Это же город в Месопотамии, а Саргон и Ашшурбанипал — ассирийские правители...
Затем разминка для команд — эстафета «Проверка грамотности».
Команды выстроились в три шеренги по 10 человек, В руках у стоящих первыми фломастеры. Каждый из участников по сигналу должен добежать до плаката, предназначенного для его команды, и фломастером исправить ошибку на первой строке плаката. Вернувшись к команде, отдать фломастер следующему, чтобы тот, добежав до плаката, исправил ошибку на второй строчке. 10 строк — 10 ошибок — 10 членов команды. 10 баллов — высшее количество очков, которое может заработать каждая команда в этом конкурсе. Итак, внимание... начали!
Плакат с ошибками выглядел так:
1. Саргон II — царь Египта.
2. Египетский археолог Шампольон.
3. Богиня Нефертити.
4. Фараон Имхотеп.
5. Исида — ассирийская богиня.
6. Гробница Тутанхамона.
7. Иаков — отец Исаака.
8. Рахиль — жена Авраама.
9. Гильгамешь.
10. Псалмы царя Соломона.
В эти моменты игры, когда дух соревнования заставил напряженно, «с ускорением» работать память и мысль ребят, проявить находчивость и смекалку, мне было приятно осознавать, как много они узнали из уроков МХК, как расширился их художественный и жизненный кругозор и как радостно им самим от того, что они столько знают!
Разминка закончилась, и команды приготовились к центральному конкурсу турнира, на котором шестиклассники должны проявить свое умение сравнивать, видеть общие черты во многих различных произведениях Древнего мира и понимать причины этих взаимосвязей, осознавать древнюю художественную культуру как единую целостность, выделять в художественной картине древности общечеловеческие ценности, понятное и близкое им самим.
Каждой из команд поочередно были предложены вопросы, на которые они могли ответить, подумав и обсудив их между собой в течение одной минуты. Отвечать мог кто-то один, но принимались и учитывались добавления, уточнения или возражения сначала от членов отвечающей команды, а затем и команд-соперниц. Вопросы были такие.
1. На экране одно за другим возникают известные ребятам изображения памятников древней художественной культуры: пирамиды в Гизе, храм царицы Хатшепсут, храм Амона в Луксоре, ворота Иштар. (Показ слайдов сопровождался музыкой увертюры из оркестровой сюиты № 2 Баха — Малера, которая уже звучала на одном из уроков, когда шестиклассники знакомились с архитектурой Древнего Египта: музыка помогла
ученикам почувствовать величественность и мощь древних сооружений.)
Потом читаются описания некоторых архитектурных сооружений Вавилона — дворца, Вавилонской башни, улицы Процессий:
«Дворец, нет, комплекс дворцов, дворец-город, раскинувшийся на огромной площади, со своими богатейшими украшениями, многоцветными барельефами из глазурованного кирпича был настоящим чудом, — холодным, варварским чудом роскоши...
Башня стояла на равнине... Основание башни было шириной 90 метров; столько же метров она имела в высоту...
Улица Процессий... напоминала ущелье, она вела до ворот Иштар... Тревожное ощущение, охватывающее в этом каменном мешке любого врага, усугублялось тем, что со стен улицы глядели 120 львов с развевающимися желто-красными гривами, с оскаленными клыкастыми пастями».
Какие черты объединяют эти (и другие известные вам) архитектурные сооружения Ассирии, Вавилонии, Древнего Египта? По каким характерным особенностям вы смогли бы определить, что они принадлежат к культурам древних цивилизаций?
2. В Первой Книге Царств Ветхого Завета, в 16-й главе, рассказывается о том, как Давид очутился в доме царя Саула: Саул приказал слугам найти человека, искусного в игре на гуслях. И пришел Давид в дом Саула, очень ему понравился и сделался его оруженосцем, и играл на гуслях — и отраднее становилось Саулу.
В следующей, 17-й главе повествуется о.другом появлении Давида перед царем Саулом: Давид по просьбе отца своего навещает своих братьев, служивших у Саула. Когда царь услышал о том, что Давид хочет сразиться с Голиафом, то призвал его к себе.
Чем объяснить такое противоречие? Приведите примеры подобных противоречий из Библии или других литературных произведений Древнего мира.
3. Ребятам читается отрывок из неизвестного им поэтического произведения древней литературы:
Песнь арфиста
...Боги1, бывшие до нас, покоятся в своих пирамидах,
Что с ними сталось?..
Никто не приходит из них, чтобы рассказать о них,
поведать об их пребывании...
Пока ты жив, возливай мирру2 на голову свою,
Одеяние твое да будет из виссона3,
Умащайся дивными истинными мазями богов.
Будь весел, не дай твоему сердцу поникнуть,
Следуй его влечению к твоему благу...
И не сокрушайся, пока не наступит день причитания.
Не слушает тот, чье сердце не бьется, жалоб,
А слезы никого не спасают из гроба.
Итак, празднуй, не унывай, ибо
Нельзя брать своего достояния с собою,
И никто из ушедших еще не вернулся.
После того как они внимательно прослушают «Песнь арфиста», им предлагается ответить на два вопроса:
1. В какой из древних цивилизаций, по вашему мнению, было написано это произведение и почему вы так думаете?
2. Какие известные вам произведения древней литературы созвучны этому стихотворению и чем? (Какие общие идеи, общие размышления и чувства их объединяют ?)
Ответы знатоков команды и добавления их соперников на вопросы основного конкурса турнира показали, что шестиклассники вполне уверенно стоят на первой и второй ступеньках лесенки эстетического роста.
Отвечая на первый вопрос, школьники отметили, во-первых, огромные размеры и грандиозные масштабы архитектурных сооружений древних цивилизаций, которые потребовали колоссальных затрат человеческого труда. Во-вторых, богатство их убранства; в связи с этим вспомнили высказывание царицы Хатшепсут, обращенное к потомкам: «Вы, которые через долгие годы увидите эти памятники... скажете: "Мы не
_______________
1 То есть фараоны.
2 Мирра — ароматическая смола деревьев.
3 Виссон — дорогая белая или пурпурная льняная материя, употреблявшаяся в Египте, Греции, Риме.
знаем, как они смогли создать целую гору золота"». В-третьих, выделили общее в архитектурных украшениях стен древних сооружений рельефами, глазурованным кирпичом, оформление подходов к дворцам гигантскими скульптурами, например, такими, как статуи Аменхотепа IV перед храмом Амона или человекобыков у дворца Саргона II. В-четвертых, увидели в этих особенностях древней культуры отражение безмерной власти царей и фараонов. В-пятых, заметили, как архитектурные сооружения вписываются в окружающую природу, это относится и к древнеегипетским пирамидам, возвышающимся над пустынным пейзажем, и к храму Амона в Луксоре, растянувшемуся вдоль Нила, и к наскальному храму царицы Хатшепсут.
Второй вопрос не вызвал затруднений у знатоков: из уроков по Ветхому Завету шестиклассники знают, что Библия создавалась из различных источников, включались в нее и разные варианты одних и тех же легенд и сказаний, так происходило со многими древними книгами. Отсюда и противоречия, расхождения в содержании Библии.
Более сложным для знатоков всех трех команд оказался третий вопрос. Они правильно предположили, что «Песнь арфиста» написана в Египте, так как именно в Египте был очень силен культ загробной жизни.
Кое-что пришлось рассказать ребятам, задать наводящие вопросы — возникла заинтересованная беседа: ведь все высказывания оценивались жюри.
Текст этой «Песни», найденный записанным на папирусе, исполнялся арфистами при загробном ритуале, но по существу он начисто отрицал этот ритуал. Все на земле бренно, поют арфисты, решительно все обречено на исчезновение. Испокон веков поколения людей одно за другим нисходят в могилы, надгробные памятники разрушаются и исчезают, и от этих людей не остается даже воспоминания. Никто из умерших не явился из потустороннего мира, чтобы сказать живым об ожидающей их участи, а потому надо радоваться жизни, наслаждаться ею, ибо ничто не отвратит неизбежную смерть. Можно себе представить, сколь необычны были в религиозном обществе эти взгляды! Они общечеловечны и напоминают мысли, высказанные в эпосе о Гильгамеше и в библейской книге Экклезиаста. Знатоки вспоминают свои собственные размышления во время бесед на уроках по поводу вопросов, заданных автором древнего ассирийского эпоса:
Разве навеки мы строим домы?..
Разве навеки ненависть в людях?
Разве навеки река несет полые воды?
Стрекозой навсегда ль обернется личинка?
Вспоминают и созвучные эпосу о Гильгамеше и «Песни арфиста» прекрасные строки из Экклезиаста:
свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать... время любить и время ненавидеть... Познал я, что нет... ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий...»
Следующий конкурс — конкурс капитанов.
Блиц-турнир: отвечать нужно быстро, не задумываясь («блиц» — это молния). На вопросы отвечают последовательно капитаны каждой команды, если капитан не знает или медлит с ответом, отвечает кто-то из его команды или кто-то из- болельщиков этой же команды.
Вопросы
1. Что такое Ниневия? Ниневия — это...
2. Кто такой Ботта? Ботта — это...
3. Лувр — это...
4. Гильгамеш — это...
5. Клинопись — это...
6. Иероглифы — это...
7. Кто раскрыл тайну иероглифов?
8. Имя древнееврейского бога.
9. Первый патриарх еврейского народа.
10. Сколько сыновей было у Исаака?
11. Жена Исаака.
12. Настоящее имя фараона Эхнатона.
13. Как звали жену Эхнатона?
14. Что такое Септуагинта?
15. Из каких частей состоит Ветхий Завет?
16. Для кого показались семь лет за несколько дней и почему?
17. Где родился миф о потопе, в какой древней стране' и почему?
18. Сколько сыновей было у Иакова?
19. С кем Господь Бог заключил первый договор и в чем он состоял?
20. Чем отличается миф от сказки?
21. Назовите известных вам художников,
которые создали произведения на библейские сюжеты.
Заключительный конкурс турнира знатоков — домашнее задание. Каждая команда должна была написать и представить «рекламный ролик» об искусстве страны, которую она представляла. Написать и представить так, чтобы зрителям захотелось поехать в эту страну, чтобы воочию познакомиться с ее древними памятниками, прочитать книги о ней, о произведениях ее художественной культуры, посмотреть альбомы.
В этом конкурсе победу одержала команда «Дети Солнца. Египет». Привожу полностью их коллективную творческую работу:
На сцене изображение большого экрана, на котором сменяются картины (они сделаны на больших листах бумаги художниками команды). Перед зеркалом сидят «зрители». Голос за кадром читает текст. В кадре заголовок рекламного ролика «Путешествуйте по Египту!»
Голос. Вы устали? Вам наскучила однообразная жизнь? Вам хочется необыкновенного? Выход есть! Это поездка в Египет! Вы получите заряд бодрости на всю дальнейшую жизнь!
Зрители. Прекрасно!
Голос. Отличное настроение вам будет сопутствовать на протяжении всего плавания на теплоходе по знаменитой реке Нил. Потрясающая голубизна неба! Слепящая желтизна песков! И вдруг перед вами вырастают...
Зрители. Пирамиды! Потрясающее зрелище!
Голос. «Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!» — повторяете вы вслед за Наполеоном.
Трамвай № 14 от центра Каира доставит вас прямо к пирамидам. Вы стоите у их подножия. «Это самое совершенное архитектурное произведение», — сказал великий писатель Гете.
Зрители. Какая красота! Какое величие!
Голос. «Трудно поверить, что это сделано людьми!» — восклицаете вы и готовитесь совершить путешествие в глубь пирамиды Хеопса.
Зрители. Нет, это невозможно...
Голос. Согнувшись в три погибели, вы полаете по узкому проходу с факелом в руке, чтобы видеть пятки впереди ползущего туриста. Вы задыхаетесь... Скорее не от нехватки кислорода, а-от ожидания увидеть нечто сверхъестественное. Ожидание вас не обманывает: вы попадаете в подземную камеру с мумией.
Зрители. Фантастика! Просто фантастика!
Голос. Насладившись чудесами пирамид, вы возвращаетесь в Каир в автобусе новейшего образца и останавливаетесь у знаменитого Каирского музея, основанного еще в 1857 г. французским археологом Мариэттом. А там, в залах музея! Вы подолгу стоите у каждого экспоната и восторгаетесь: ведь Каирский музей имеет самую большую в мире коллекцию древностей Египта!
Зрители. Истинное наслаждение...
Голос. Ночью вы опять у подножия знаменитых пирамид.
Зрители. Ночью?!
Голос. Только представьте себе: когда темнота вступает на египетскую землю, у пирамид разыгрывается мистерия, т. е. пьеса из жизни богов: Ра, Исиды, Осириса... А небо сверкает от фонтанов фейерверка!
Зрители. Изумительное зрелище!
Го л о с. А ваша поездка в Луксор, осмотр храма Амона?
Зрители. Необыкновенно!
Г о л о с. А храм царицы Хатшепсут! ?
3 р и т е л и. Невероятно!!
Голос. И вот тридцатый день вышей поездки на исходе. Усталые, но довольные, похудевшие, но загорелые, вы возвращаетесь в дождливый Петербург...
Зрители. Отличное настроение!!
Голос. Ну как, вы еще не раздумали поехать в путешествие по Египту?
Зрители. Мы не знаем, где же купить путевки?!!
Голос. Путевки продаются в школе № 116.
Зрители. Райское наслаждение...
Подводятся итоги турнира: объявляется команда-победительница (по.сумме очков за все конкурсы), отмечаются лучшие сценарии, артисты, оформление команд и костюмы, ответы болельщиков.
Классные журналы наполняются хорошими отметками, а воодушевление от турнира еще долго не покидает шестиклассников.
|