Азербайджан
Общие сведения
Природа
Административное деление
Города Азербайджана
Национальная символика
История Азербайджана
Знаменитые люди
Литература
Музыка
Национальная кухня
Экономический очерк
Каталог ресурсов
Официальные страницы
Законодательство
Туризм
Карты
Баку
Города Азербайджана
История страны
Животный мир
Литература
Культура и искусство
Ресурсы интернета Есть интересные материалы или ссылки по этой стране? - Присылайте!!
|
Азербайджанская литература 5-18 вв.
Древнейшие письменные памятники не сохранились, но есть сведения, что еще в 5 в. в так называемой Кавказской Албании (на С. современного Азербайджана) существовал алфавит, на котором были написаны оригинальные и переводные книги религиозного и художественного содержания. В 7—9 вв. усиливается арабо-исламское, в 11 в.— иранское влияние на азербайджанскую культуру. Арабский и персидский становятся языками официальных документов, научной и художественной литературы; на них создают свои произведения поэты и ученые Хатиб Тебризи, Гатран Тебризи. Одновременно развивается и азербайджанский язык; крупнейший памятник средневековой азербайджанской литературы — эпос «Китаби Деде Коркуд».
В 11—12 вв. литературные силы группировались главным образом в городах (Гянджа, Шемаха, Тебриз) при дворах азербайджанских правителей. Значительный след в истории литературы оставили поэты Хагани, Ширвани, Абу-ль-Ала Гянджеви, Фелеки Ширвани, поэтесса Мехсети Гянджеви. Вершина азербайджанской поэзии 12 в.— творчество Низами Гянджеви, оказавшего влияние не только на Азербайджанскую литературу, но и на литературы большинства других народов Востока. Особенно сильным влиянием пользовалось его произведение «Пятерицы»
(«Хамсе») — пять поэм, сюжетно и композиционно различных, но связанных единой гуманистической и просветительской концепцией автора. Последняя по времени написания поэма «Пятерицы» — «Искандар-наме» изображает идеальное, с точки зрения автора, государство; созданная Низами социальная утопия послужила стимулом для развития общественно-политической и философской мысли на Ближнем Востоке и в Средней Азии.
В 13—14 вв. усиливается суфийская направленность Азербайджанской литературы. В Азербайджане 14—15 вв. получило распространение объективно имевшее антифеодальную направленность религиозно-философское учение хуруфизма — ересь с т. з. официальной религии. Хуру-фитом был казненный по приговору духовенства выдающийся поэт и мыслитель Имадеддин Несими, создавший первый большой диван на азербайджанском языке. Во времена династии Сефевидов (с 1502; назв.— от суфийского шиитского ордена сефевийе, возникшего еще в 13 в.) поэзия, особенно лирическая, на азербайджанском языке поднялась на большую высоту. Основатель династии шах Исмаил I писал стихи под псевдонимом Хатаи и мастерски использовал мотивы народной поэзии. При нем и вслед за ним творила целая плеяда поэтов во главе с Мухаммедом Сулейманом Физули, с именем котоporo связано формирование азербайджанского литературного языка. Физули стал и одним из родоначальников азербайджанской прозы (политическая сатира «Жалоба»). В произведениях непосредственно продолжателей традиций Физули (Ковси Тебризи, Саиб Тебризи, Месихи) поэзия обретает более простую и ясную форму, в нее шире проникают народные мотивы. Эти линии отчетливо прослеживаются и в творчестве лучших поэтов 18 в., особенно у Молла Вели Видади и Молла Панах Вагифа. Владея всеми формами классической поэзии, они вместе с тем утвердили в литературе ашугскую форму гошма, наиболее близкую народному творчеству.
© Источник: Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987.
|
Библиотека
Книжный магазин
Полезные ресурсы
Добавить ссылку
Форум
Отзывы туристов
Поиск попутчика
Партнеры
О проекте
|
Выскажите свои замечания о работе сайта,
предложения по улучшению навигации, структуры, дизайна,
информационному наполнению проекта "Страны мира".
Что бы Вы хотели увидеть в будущем? Чего не хватает?
http://www.countries.ru/ opros2004.htm
|
|