Азербайджан
Общие сведения
Природа
Административное деление
Города Азербайджана
Национальная символика
История Азербайджана
Знаменитые люди
Литература
Музыка
Национальная кухня
Экономический очерк
Каталог ресурсов
Официальные страницы
Законодательство
Туризм
Карты
Баку
Города Азербайджана
История страны
Животный мир
Литература
Культура и искусство
Ресурсы интернета Есть интересные материалы или ссылки по этой стране? - Присылайте!!
|
Азербайджанская музыка
Первые сведения о музыкальной культуре на территории современного Азербайджана относятся к 5—3-му тыс. до н. э.; в течение многих веков бытовали фольклорная (крестьянская и городская) музыка и творчество народно-профессиональных музыкантов устной традиции (в т. ч. ашугов). Вокально-инструментальный фольклор содержит элементы многоголосия. В Азербайджанской музыке 7 основных ладов: раст, шур, сегях (особенно распространены), шуштэр, баяты-шираз, чаргях, хумаюн; каждый из них отличается особым образно-эмоциональным характером и содержит сумму определенных попевок. Среди инструментов: струнно-смычковые — кеманча; струнно-щипковые — тар, саз, уд; духовые — тутак, балабан, зурна; ударные — дэф (бубен), нагара, гоша-нагара. Народное песенное творчество разнообразно по жанрам (обрядовые, бытовые, лирические, исторические и другие песни). Вокально-инструментальное искусство ашугов основано на классических мелодиях (св. 80), каждая из которых имеет множество импровизационных вариантов. В репертуаре ашугов — народные песни, дастаны («Кёр-оглы», «Асли и Керем» и др.), песни-диалоги дейишме (музыкально-поэтические соревнования ашугов). Среди выдающихся ашугов — Гурбани, Аббас Туфарганлы (16 в.), Шикесте Ширин (18 в.), Алескер (19 в.). В ср. века (11 —16 вв.) с подъёмом гор. культуры получили развитие и другие формы народно-профессиональной музыкальной культуры устной традиции — мугамы. Среди исполнителей мугамов 19—20 вв. — певцы Джаббар Карягды, Гаджи Гуси, Мешали Джамиль Амиров, Зульфи Адигезалов; таристы Садых Асад оглы (Садых-джан), М. и Б. Мансуровы, А. Бакиханов, К. Примов; кеманчист С. Оганезашвили.
С кон. 19 в. в Азербайджан интенсивно проникает европейская, в особенности русская музыкальная культура. В Баку организуются симфонические оркестры, частная оперная труппа, филиал РМО. Основы современной азербайджанской музыкальной культуры заложены У. Гаджибековым. Он разработал теорию азербайджанских ладов «Основы азербайджанской народной музыки», создал первую национальную мугамную оперу «Лейли и Меджнун» (1908) и музыкальную комедию «Аршин мал алан» (1913). К первым операм принадлежат также «Ашуг Гариб» 3. Гаджибекова (1916), «Шах Исмаил» Магомаева (1919), авторы которых, как и У. Гаджибеков, претворили в жизнь принцип взаимодействия устного национального и композиторского творчества.
После установления Советской власти в Азербайджане (1920) открываются консерватория (1921), музыкальные техникумы, музыкальные школы (в т.ч. в 1938 школа-десятилетка при консерватории.). В 1920 создан государственный театр на базе объединения существовавших ранее различных трупп. По инициативе У. Гаджибекова в консерватории открывается отделение народных инструментов, создаются Оркестр народных азербайджанских инструментов (1931), Азербайджанский государственный хор (1936). Организуются Ансамбль песни и танца Азербайджана (1936), симф. орк. под упр. Ниязи (1938), Дом нар. творчества (1939); в 1934 создан Союз Композиторов Азербайджана.
Новый стиль Азербайджанской музыки формируется прежде всего в рамках оперы. Поставленная в 1927 опера «Шахсенем» Глиэра приблизила Азербайджанскую музыку к решению задачи синтеза европейских и национальных форм. «Нэргиз» Магомаева (1935) —первая азербайджанская опера, основанная на классических музыкально-сценических формах. Национальной классикой стала поставленная в 1937 опера «Кёр-оглы» У. Гаджибекова. В годы Великой Отечеств, войны 1941—45 были написаны оперы «Хосров и Ширин» Ниязи (1942), «Родина» К. Караева и Дж. Гаджиева (1945). Одна из значит, опер послевоеннного периода — «Севиль» Амирова (1953). В последующие годы создаются «Вагиф» Мустафаева (1960), «Багатур и Сона» Алескерова (1961), «Лиса и Волкодав» Мамедова (1963), «Скала невесты» Ахундовой (1969), «Азад» (1957), «Судьба певца» (1978) Джангирова.
В 1940 пост. «Девичья башня» Бадалбейли — первый национальный балет. Важным этапом в развитии этого жанра стали балеты «Семь красавиц» (1952) и «Тропою грома» (1958) К. Караева, «Легенда о любви» Меликова (1961). Среди балетов: «Гюльшен» С. Гаджибекова (1950), «Чернушка» Аббасова (1965), «Каспийская баллада» Бакиханова (1968), «Тени Кобыстана» Ф. Караева (1969), «Сказание о Насими» (1973), «Тысяча и одна ночь» (1979) Амирова, «Пламя» (1975), «Урия» (1978) Р. Гаджиева, «Вдохновение» Вайнштейна (1977), «Умай» Мамедова (1981), «Бабек» Ализаде (1986).
В конце 30-х гг. поставлена первая советская азербайджанская музыкальная комедия на современную тему — «Пятирублёвая невеста» Рустамова (1938). Среди оперетт: «Добрая весть» Амирова (1946), «Дурна» С. Рустамова (1947), «Звезда» Алескерова (1948). Героический пафос отражён в музыкальной комедии «Неистовый гасконец» К.Караева (1978). Значителен вклад в развитие советской азербайджанской оперетты Р. Гаджиева, обращающегося к социально-политическим темам («Куба — любовь моя», 1963; «Четвёртый позвонок», 1964; «Перекрёсток», 1980), а также Т. Кулиева («Доброе утро, Элла», 1973, и др.).
Симфонический жанр, возникший в Азербайджане в 1920—30-х гг. (М. Магомаев, А. Зейналлы), достиг подъёма во 2-й половине 40-х — 60-х гг. Композиторскую школу республики возглавил К. Караев, творчество которого соединило национальные черты и стилевые особенности современной музыки, выдвинуло Азербайджанскую музыку на арену мирового музыкального искусства. Среди сочинений К. Караева: 2-я и 3-я симфонии (1946, 1965), симфоническая поэма «Лейли и Меджнуя» (1947), «Албанская рапсодия» (1952), симфонические гравюры «Дон Кихот» (I960), концерт для скрипки с оркестром (1967). Ф. Амиров создал жанр симфонического мугама («Шур» и «Кюрд Овшары», оба — 1948, «Гюлиста н Баяты-Шираз», 1971), Концерт на арабские темы (совм. с Э. Назировой, 1957), «Азерб. каприччио» (1962). Симфонические сочинения созданы С. Гаджибековым, Дж. Гаджиевым, Ниязи, А. Меликовым, X. Мирзазаде, В. Адигезаловым, Р. Мустафаевым, М. Мирзоевым, Н. Мамедовым, А. Рзаевым, А. Ализаде, М. Кулиевым, Ф. Караевым, И. Мамедовым, О. Зульфугаровым, И. Гаджибековым, А. Дадашевым и др. Первые концерты для тара и симф. орк. (1952, 1967) принадлежат Г. Ханмамедову. Концерты для тара и оркестровых народных инструментов написали С. Рустамов (1972) и С. Алескеров (1983).
В новом для Азербайджанской музыки вокально-симфоническом жанре созданы кантата «Физули» (1959), оратория «Сабир» (1962), кантата «Насими» (1980) Джангирова, кантаты «Великий вождь» (1970), «Азербайджан» (1971) С. Рустамова, оратория «Октябрь» Мустафаева (1967), кантата «Самед Вургун» Р. Гаджиева (1976); в этом жанре работают А. Ализаде, Н. Мамедов, М. Мирзоев и др.
Первые образцы национального романса принадлежат А. Зейналлы (20-е гг.). У. Гаджибеков создал новый жанр — романс-газель на основе форм восточной поэзии. В камерно-инструментальных произведениях К. Караева традиционные классические формы обогащаются современными средствами выразительности (струн, квартет a-moll, 4 тетр. прелюдий для фп. и др.). Кам.-инстр. произв. созданы Ф. Амировым, Дж. Гаджиевым, Т. Бакихановым, С. Гаджибековым, М. Кулиевым, X. Мирзазаде, М. Мирзоевым, А. Рзаевым, Ф. Ализаде, Дж. Кулиевым, А. Азимовым и др. Произведения для детей написаны А. Аббасовым, М. Ахмедовым, Н. Аливердибековым, О. Зульфугаровым, 3. Багировым, Э. Назировой, М. Насирбековым и др. Сочинения для оркестра народных инструментов созданы С. Рустамовым, С. Гаджибековым, Дж. Джангировым.
Первые азербайджанские массовые песни были написаны У. Гаджибековым и М. Магомаевым в 20—30-х гг., начиная с 50-х гг. этот жанр получил развитие в творчестве С. Рустамова, Дж. Джангирова, Т. Кулиева, Р. Гаджиева, С. Алескерова, А. Рзаевой, П. Бюль-Бюля оглы, М. Магомаева, Ш. Ахундовой, Э. Махмудова, Р. Миришли, О. Раджабова, Г. Ханмамедова и др. Большой вклад внесён азербайджанскими композиторами в музыку для драматического театра и кино.
Среди музыковедов — Э. А. Г. Абасова, И. В. Абезгауз, Д. X. Данилов, А. А. И. Исазаде, М. С. Исмайлов, Г. А. Исмаилова, Л. В. Карагичева-Бретаницкая, К. А. Касимов, Э. А. Мирзоева, 3. Сафарова, А. 3. Тагизаде, Р. Д. Фахрадопа, Э. М. Эльдарова. Среди исполнителей: дирижёры — нар. арт. СССР Ниязи, нар. арт. Азерб. ССР Р. Абдуллаев; певцы — нар. арт. СССР Бюль-Бюль, Ш. Мамедова, Ф. Ахмедова, Р. Бейбутов, Л. Иманов, 3. Ханларова, М. Магомаев, нар. арт. Азерб. ССР Р. Атакишиев; пианисты — нар. арт. Азерб. ССР Ф. Бадалбейли, Т. Махмудова.
В Азербайджане работают (1988): в Баку — Азерб. т-р оперы и балета (1920), Т-р муз. комедии (1938); филармония (1936), в составе которой: Симфонический оркестр им. У. Гаджибекова, Ансамбль песни и танца Азербайджана, камерный оркестр, хоровая капелла, Ансамбль танца, в Кировабаде - филармония.
© Источник: Музыкальный энциклопедический словарь.-М.: Сов. энциклопедия, 1989.
|
Библиотека
Книжный магазин
Полезные ресурсы
Добавить ссылку
Форум
Отзывы туристов
Поиск попутчика
Партнеры
О проекте
|
Выскажите свои замечания о работе сайта,
предложения по улучшению навигации, структуры, дизайна,
информационному наполнению проекта "Страны мира".
Что бы Вы хотели увидеть в будущем? Чего не хватает?
http://www.countries.ru/ opros2004.htm
|
|