Азербайджан
Общие сведения
Природа
Административное деление
Города Азербайджана
Национальная символика
История Азербайджана
Знаменитые люди
Литература
Музыка
Национальная кухня
Экономический очерк
Каталог ресурсов
Официальные страницы
Законодательство
Туризм
Карты
Баку
Города Азербайджана
История страны
Животный мир
Литература
Культура и искусство
Ресурсы интернета Есть интересные материалы или ссылки по этой стране? - Присылайте!!
|
Азербайджанская литература 11-12 веков и Гатран Тебризи
X век был отмечен началом расцвета литературы на персидском языке, ставшем после ослабления Арабского халифата литературным языком обширного региона мусульманского мира, в том числе и Азербайджана. Здесь развивается придворная литература. Крупнейшим ее представителем в XI веке был Гатран Тебризи (после 1010—1080). Биографических данных о поэте почти не сохранилось. Известно, что он родился в Шадиабаде, близ Тебриза. По его сочинениям можно было установить, что между 1029— 1038 годами он выступал в качестве поэта-панегириста в Гяндже при дворе правителя Шаддадида Абу-ль-хасана Али Аашкари. Известно также, что Гатран некоторое время провел при дворе Абу Дулафа Дайрани в Нахичевани, а затем на своей родине, в Тебризе, где поступил на службу к правителю Абу Мансуру Вахсудану ибн Мухаммаду (1029 — 1060) и его сыну Мамлану ибн Вахсудану. Гатран посвятил им большую часть своих Пышных од.
Гатран стремился перенести, хорасанский литературный стиль на азербайджанскую почву. Об этом красноречиво свидетельствуют его касыды, в которых легко обнаружить влияние таких классиков персидско-таджикской литературы, как Рудаки (IX—X в.), Унcури, Фаррухи (X—XI вв.), кроме того, об интересе Гатрана к персидскому литературному языку и его изучению говорит и его научный труд — словарь архаических слов персидского языка.
Стихи Гатрана с точки зрения формы безупречны и, несмотря на некоторую изощренность, не трудны для восприятия. Поэт проявляет большую наблюдательность и умение живо воспроизвести образ даже в таком жанре, как касыдавосхваление.
В XII веке успешно развивается азербайджанская лирика. В этой поэзии нашли свое художественное выражение призывы к справедливости и земному счастью, человеколюбию и свободомыслию, осуждение пороков общества, произвола правителей и высшего духовенства. Гуманистические и демократические мотивы обогащали творчество таких поэтов, как Фелеки, Муджираддин Бейкалани, Иззаддин Ширвани и другие. В феодальных дворцах, как и в XI веке, процветала придворная поэзия, основными жанрами которой были касыды, газели.
Создавались также рубай (четверостишия) и маcнави (эпическая поэзия).
При азербайджанских феодальных дворах служили поэты-панегиристы, во главе которых стоял обычно так называемый «царь поэтов» («мелик ашшуара»). Одним из наиболее известных представителей придворной поэзии XII века был Абу-ль-Ала Гянджеви, служивший ширваншаху Манучехру. Его талантливые ученики - Фелеки Ширвани и Хагани Ширвани также некоторое время состояли при дворе.
Среди персоязычных азербайджанских поэтов XII века исследователи также упоминают имя поэтессы Мехсети; биографические сведения о которой носят исключительно легендарный характер.
Хагани прошел длительный и сложный творческий путь. Около шестидесяти лет свой жизни он посвятил литературной деятельности и оставил огромное творческое наследие. Но не все из его творений дошли до нас.
Ильяс ибн Юсуф Гянджеви (даты жизни точно не установлены; по Е. Э. Бертельсу, 1141/43 — 1203/05) родился в Гяндже, там же он получил образование. Поэт не покидал родной город, кроме одного кратковременного посещения ставки Кызыл-Арслан-шаха, пожелавшего встретиться с ним.
Гянджа в этот период был центром науки и культуры. В нем жили образованные и ученые люди. Такое же блестящее и всестороннее образование получил в Гяндже современник поэта Абу-ль-Ала.
В стихах Низами говорит, что он знаком с разными науками. Низами в совершенстве владел персидским и арабским языками, а также был знаком с литературой на этих языках. Кроме того, можно предположить, что он знал и другие наречия.
О личной жизни Низами нам известно очень
мало.
Литературное наследие Низами составляют эпические произведения, объединенные в «Пятерицу» («Хамсе»), а также газели, касыды, четверостишия и другие произведения лирического жанра. По некоторым источникам, ему принадлежал большой диван лирических стихов, содержащий до 20 тысяч двустиший — бейтов. К сожалению, из огромного наследия до нас дошли только 6 тысяч, 116 газелей, 30 рубай.
© Источник: История средних веков: Европа и Азия. - Минск:Харвест, 2000.
|
Библиотека
Книжный магазин
Полезные ресурсы
Добавить ссылку
Форум
Отзывы туристов
Поиск попутчика
Партнеры
О проекте
|
Выскажите свои замечания о работе сайта,
предложения по улучшению навигации, структуры, дизайна,
информационному наполнению проекта "Страны мира".
Что бы Вы хотели увидеть в будущем? Чего не хватает?
http://www.countries.ru/ opros2004.htm
|
|