Эстония
Общие сведения
Природа
Административное деление
Города Эстонии
Национальная символика
История Эстонии
Литература
Культура и искусство
Национальная кухня
Статьи об Эстонии
Каталог ресурсов
Официальные страницы
Туризм
Нарва
Города (А-О)
Города (П-Я)
СМИ Эстонии
История страны
Эстонский язык
Литература
Культура и искусство
Музыка Эстонии
Ресурсы интернета Есть интересные материалы или ссылки по этой стране? - Присылайте!!
|
Эстонская литература
Литератуpa эстонского народа на эстонском языке. Порабощение эстонских земель в 13 в. немецкими, а затем и датскими феодалами на долгое время задержало формирование национального литературного языка и литературы. До 19 в. духовная жизнь эстонского народа находила выражение в богатом фольклоре (песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки). Первая церковная книга на эстонском языке была издана в 1525; религиозная литература доминировала вплоть до середины 19 в. С кон. 18 в. берет начало светская дидактическая литература. Включение эстонских земель в состав России (нач. 18 в.) обеспечило эстонскому народу длительный мир и тем самым перспективу культурного развития. Художественная эстонская литература возникает в сер. 19 в., накануне и в период подъема эстонского национального движения. Ее зачинателем был демократ-просветитель Ф. Р. Фельман, творчество которого ориентировано на традиции эстонского фольклора. Продолжателем его дела и центральной фигурой литературы и эпохи в целом стал Ф. Р. Крейцвальд, составивший на фольклорной основе эпос «Калевипоэг». Большую роль в организации собирания фольклора сыграл Я. Хурт. Руководимое К. Якобсоном в 1881—82 Общество эстонских литераторов стало центром литературной лингвистической и фольклористической деятельности. Выдающуюся роль в развитии художественно зрелой, патриотической и антифеодальной поэзии сыграла Л. Койдула, которая была также зачинателем эстонской драматургии и театра. Э. Борнхёэ создал первую в эстонской литературе антифеодальную историческую повесть.
В 1890 х гг. эстонская литература развивается в направлении критического реализма. Для этого периода, условно называемого постромантизмом, характерно переплетение элементов романтики и реализма — творчество Ю. Лийва, ранняя поэзия А. Хаавы. Усиление социальных противоречий в кон. 19 в., оживление контактов с немецкой, русской, французской и скандинавской реалистическими литературами, предреволюционная ситуация и Революция 1905—07 были основными факторами,
ускоряющими развитие эстонской литературы. Романы Э. Вильде заложили основы критического реализма и жанра романа, определили тесную связь между литературой и революционной борьбой народных масс. С острокритической прозой выступил К. Э. Сяргава.
Во время Революции 1905—07 появляется пролетарская литература: поэзия и публицистика X. Пегельмапа и др. Взлет революционной романтики проявился в поэзии Г. Суйтса и творчестве Ф. Тугласа. Они были основателями литературной группы «Ноор-Ээсти» («Молодая Эстония», 1905—15), стремившейся к подъему эстетической культуры и развитию международных литературных связей. После подавления революции в эстонской литературе наблюдается, с одной стороны, тяготение к неоромантизму и импрессионизму, а с другой — укрепление позиций критического реализма во всех жанрах: в новеллистике — Туглас, в драматургии — А. Кицберг и Вильде, в поэзии — Лийв.
Свержение царизма в феврале 1917 приветствовали все эстонских писатели. Октябрьская революция и установление советской власти в Эстонии вызвали резкое размежевание среди литераторов. Последовательно революционные позиции заняли пролетарские писатели и публицисты Ээссааре Ааду (Я. Анвельт), Пегельман, Ю. Мадарик (И. Лауристин). С приходом к власти буржуазии (1919) революционные произведения появлялись лишь на страницах рабочей печати, позже они опубликованы только в СССР. Эстонские революционные писатели объединились в Ленинграде вокруг множественных эстонских журналов и издательства «Кюлвая» («Сеятель», осн. в 1923). В 1922 в Эстонии создан Союз эстонских писателей. В эстетическом отношении значит, влияние на эстонскую литературу оказывал немецкий экспрессионизм. В поэзии возникают так называемые песни времени, звучит тема социального неравноправия — сборники стихов Я. Кярнера, Ундер, А. Алле, И. Барбаруса (Варес), Суйтса, И. Семпсра, Ю. Сютисте, в 30-х гг. мастерством реалистического стиха выделяется молодая поэтесса Б. Альвер. В прозе неоромантические импрессионистические и символистические формы все более уступают место реалистической манере — повести О. Лутса о судьбе обитателей городских окраин, гротескные новеллы о жизни «маленьких людей» П. Валлака; на центральное место выдвигается роман, отличающийся социальной проблемностью и психологической глубиной — 5-томная эпопея А. Таммсааре «Правда и справедливость», романы М. Метсанурка, А. Якобсона, Р Сирге, А. Хинта, М. Рауда. Популярны пьесы X. Раудсеппа. К концу 30-х гг. относятся произведения нового типа — роман Таммсааре «Новый Нечистый из Пекла», психологическая драма Э. Таммлаапа «Железный дом».
После восстановления в Эстонии Советской власти (1940) начался новый этап развития эстонской литературы. Писатели демократического направления перешли на социалистические позиции. Был создан оргкомитет Союза советских писателей Эстонии (1940). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 гг. писатели участвовали в борьбе против нем. фашизма. Антифашистская лирика была в эти годы ведущим жанром — стихи Барбаруса, Семпера, Кярнера, Рауда, Алле, П. Руммо, Д. Вааранди, Р. Нарве, Ю. Смуула. Переживания человека, задыхающегося под игом оккупантов, но не сломленного духовно, выразил Сютисте в стихотворном цикле «Душные дни».
Послевоенный период стал временем сплочения творческих сил на основе принципов социалистического реализма, освоения новых тем советской эстонской литературой. На передний план вы двигается драматургия (А. Якобсон, Семпер, Хинт). В прозе рассматривается идейное и нравственное мужание человека на войне (Э. Мянник), пробуждение анти-флш. протеста в условиях оккупации (О. Тооминг). Послевоенные преобразования в деревне изображены в повестях Г. Леберехта, Сирге, Э. Крустена, очерко-публицистической прозе Смуула, Э. Раннета и др. В поэзии развиваются жанры гражданской лирики и эпические поэмы (Вааранди, Рауд, Смуул). Ведущее место занимает историко-революционный роман (Хинт, Крустен, Сирге, Семпер, Леберехт). Расширился тематический и жанровый диапазон эстонской литературы. Получила широкое признание в СССР
и за рубежом лирико-публицистическая - «Ледовая книга» Смуула, создавшего также оригинальные разножанровые пьесы, развивается психологический, публицистический, историко-биографический роман, различные формы малой прозы. Событиям Великой Отечественной войны посвящены романы П. Куусберга, Л. Промет, В. Бсэкмана. Тема классовой борьбы первых послевоенных лет разрабатывается В. Гроссом, В. Илусом; жизни эстонского села посвящен роман Раннета. В 60—70-х гг. новое поколение прозаиков (М. Унт, Э. Ветемаа, М. Траат, Э. Беэкман и др.) и поэтов (П.-Э. Руммо, А. Сийг и др.) принесло в эстонскую литературу современную философско-нравственную проблематику, искания в области художественную формы. Я. Кросс выступил как автор историко-биографических романов и повестей. Обогащает современную эстонскую прозу и «малая проза» Куусберга, Промет, А. Валтона. Ярко проявляется лирическое дарование Вааранди, А. Санга, Альвер, В. Беэкмана, сатирический талант У. Лахта. В драматургии выдвигается современная по теме социально-психол. драма с нравствственной этической проблематикой (Раннет, А. Лийвес, Ветемаа, Унт). Успешно развивается детская литератуpa. Советский период в истории эстонской литературы характеризуется интенсивным развитием литературных взаимосвязей.
© Источник: Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987.
|
Библиотека
Книжный магазин
Полезные ресурсы
Добавить ссылку
Форум
Отзывы туристов
Поиск попутчика
Партнеры
О проекте
|
Выскажите свои замечания о работе сайта,
предложения по улучшению навигации, структуры, дизайна,
информационному наполнению проекта "Страны мира".
Что бы Вы хотели увидеть в будущем? Чего не хватает?
http://www.countries.ru/ opros2004.htm
|
|