Библиотека > Теория культуры >
Универсальная модель культуры
Универсальная модель культуры - концепция единого
плана построения культуры, сформулированная в антропологии как рез-т
разработки сравнит, метода. Анализ нескольких сотен (более 600, World
Ethnographic Atlas) конкр. культур позволил выделить повторяющиеся
черты, названные всеобщими.
Широкие границы У.м.к. были намечены еще в 19 в. Л. Морганом и
Спенсером, однако целостное представление об этом феномене сформировалось в 30-40-е гг. на стыке антропологии и психологии.
Изучение всеобщего культурного разнообразия позволило исследователям выбрать элементы, общие для всех известных культур: возрастное
деление, календарь, организация об-ва, системы родства, приготовление
пищи, совместный труд и разделение труда, декоративное искусство, образование, этика, праздники, фольклор, табу, похоронные ритуалы,
игры, подарки, гостеприимство, жилищное строительство, запрет инцеста, закон, наказания, имена, религ. культы и т.д.
Количество, кач. состав и сочетание рубрик у каждого автора (К. Уисслер, Мёрдок, Малиновский, Д. Аберле, Харрис и др.) было оригинальным,
не совпадало с концепциями коллег, однако суть оставалась единой. При
дальнейшем анализе каждой, отдельно взятой черты, эта общность усиливалась.
Так, каждая культура имеет язык и каждый язык состоит из одинаковых компонентов: фонем, слов, грамматики. Похоронные обряды во всех
культурах, как правило, включают выражение скорби, способы обращения с телом, ритуалы, защищающие участников погребения от злых сил
и т.д. Однако, при всем сходстве (наличие общих черт и их компонентов), их конкр. культурное содержание различно. Мёрдок пришел к выводу, чтодействит. всеобщие черты (общий знаменатель культур) это не
идентичность содержания, а сходство классификаций.
У.м.к. существует во всех культурах: простых и сложных, древних и
совр. и ее основа может быть найдена в особенностях биол. природы человека и условиях человеч. существования.
Первые попытки объяснить сходство и различия культур исходили из
психич. единства человека и строились на изучении реакций человеч.
организма на разнообразные стимулы и условия жизни. Самнер и Келлер предложили вариант классификации осн. побуждений и стимулов:
самосохранение, увековечение себя, самоудовлетворение и религия. Эта
классификация строилась на четырех чувствах: голоде, любви, тщеславии
и страхе. Классификация Малиновского основывалась на удовлетворении человеч. потребностей и соответствовала трем аспектам культурного процесса. Универсальная модель Уисслера включала девять компонентов: речь, материальные особенности, искусство, знание, религия,
об-во, собственность, правительство, война.
Модель культуры Мёрдока является своеобр., построенном на огромном
фактич. материале «универсальным» способом изучения сходства и различия культур, исходя из культурно-детерминированного поведения человека.
Итоговая универсальная схема (1967) содержала 47 всеобщих культурных черт.
Проблема единства человеч. культуры побуждала исследователей продолжать поиски совершенной модели, не только объясняющей сходство или
различия, но и дающей представление о взаимодействии и взаимовлиянии
культурных элементов. Одной из разработок такого рода стала концепция универсальной социокультурной системы Д. Аберле, А. Коэна, А. Дэвиса и др.
Эта схема включала девять позиций, каждая из к-рых была не просто
отд. культурным элементом, но вектором системы. В нее входили: адаптация об-ва к природе и воспроизводство населения; разделение социальных
ролей и их распределение; коммуникация; общепринятые познават. ориентации; общепринятый ряд целей; нормативное регулирование, регулирование эмоц. сферы; социализация; контроль за девиантными формами поведения. Эти составляющие рассматривались авторами концепции как функциональные условия, необходимые для выживания системы.
Универсальная структура социокультурных систем, сформулированная Харрисом в рамках исследоват. стратегии, названной им культурным
материализмом, также базируется на биол. и психол. константах человеч.
природы. Модель Харриса представляет собой сложносоставную, разветвленную, включающую в себя инфраструктуру, структуру, суперструктуру систему, в к-рой автор пытался охватить и сферу материального производства, и сферу воспроизводства населения, взаимодействие с окружающей средой, поведенческие компоненты и т.д. Схема Харриса наиболее полно отражает культурное содержание совр. сложного об-ва.
<----- Вернуться на главную страницу библиотеки